Украинцы ежегодно потребляют около 1,2-1,3 млн. т хлеба и хлебобулочных изделий. Но по итогам 2015 г., по данным Госстата, производство хлебобулочных изделий сократилось на 9,9% (или на 132,407 тыс. т) – до 1,205 млн. т. Причиной этого является низкая покупательная способность населения, уменьшение количества самих потребителей в связи с потерей рынков сбыта в Донецкой и Луганской областях и в Крыму, а также потеря производственных мощностей в данных регионах. Влияние оказал также и рост цен на хлебобулочную продукцию в связи с инфляцией.
В 2016 г. рынок продолжил сокращаться. По итогам 1 полугодия, по сравнению с январем-июнем 2015 г., производство хлебобулочных изделий сократилось на 5,1% (или на 29,986 тыс. т), до 557,980 тыс. т (данные Госстата). Но это вовсе не значит, что украинцы начинают есть меньше хлеба: профильные ассоциации и участники рынка сетуют, что на самом деле на рынке присутствует очень большой теневой сегмент – продажа хлеба и хлебобулочных изделий в киосках, зарегистрированных в форме физлица-предпринимателя, а то и не зарегистрированных вовсе.
Здесь изготовление, хранение и продажа продукции не всегда проходит с соблюдением рецептуры, технологий и санитарных норм. Эти производители, как правило, не платят НДС, не трудоустраивают сотрудников, в результате они могут продавать свою продукцию дешевле официально произведенной, поскольку у их продукции ниже себестоимость.
По подсчетам одного из крупных производителей хлебобулочных и кондитерских изделий – “Концерна Хлебпром” (объединяет 8 производственных подразделений), теневой сегмент рынка хлеба и хлебобулочных изделий составляет порядка 60%. По словам генерального директора предприятия Владислава Аверченко, официальные данные относительно реальных объемов рынка отсутствуют, а декларируемые госорганами объемы потребления в пределах 1,7-1,8 млн. т в год не соответствует биологическим потребностям человека. “Если посчитать экспертным методом емкость рынка, то она будет в пределах 3,5-3,7 млн. т хлебобулочной продукции в год. Это значит, что более 60% рынка находится в неконтролируемом государством сегменте”, – заявляет он.
Особенностью рынка хлеба и хлебобулочных изделий является практически одинаковый объем производства каждый месяц с незначительными колебаниями в пределах 7%. Разве что в предпасхальный период легальные и теневые производители хлеба увеличивают производство продукции, выпуская к праздникам куличи, как правило, по несколько сотен тысяч штук.
Новой тенденцией рынка хлеба и хлебобулочных изделий стало открытие значительного числа павильонов и киосков по продаже хлеба, а также булочных и кафе-кондитерских отдельными производителями. В киевском регионе это в основном два игрока рынка – “Киевхлеб” и компания “Кулиничи”. Группа Lauffer в 2015 г. инвестировала порядка 4,25 млн. грн. в развитие розничных продаж: было открыто 26 киосков в Одессе, Харькове и Днепре. На текущий год группа анонсировала планы по открытию еще 12 новых объектов в Харькове и 20 – в Одессе. Цена вопроса – 14 млн. грн. В компании объем инвестиций в открытие одного павильона оценивают в 250-400 тыс. грн.
По итогам 2015 г. ведущими игроками хлебобулочного рынка стали компании: “Киевхлеб”, группа компаний Lauffer, “Хлебные инвестиции”, “Кулиничи”, “Формула Смаку”, “Концерн Хлебпром”. Их суммарная доля составила почти 52%. В 2015 г. все ведущие компании продемонстрировали сокращение производства. Наибольшее падение было у группы компаний Lauffer, ведь ключевым регионом для нее был восток страны. Часть мощностей оказалась на не контролируемой Украиной территории, отдельные заводы пострадали из-за боевых действий.
Лучше всего на рынке чувствуют себя “Кулиничи”. Компания очень динамично развивается в Киеве и области и становится главным конкурентом монополиста -“Киевхлеба”. Активно инвестируют в свое развитие и “Хлебные инвестиции”. В 2016 г. компания запустила новый хлебозавод рядом с уже действующим предприятием в Киевской области. Инвестиции в предприятие составили $6 млн. В течение двух лет планируется инвестировать столько же. Холдинг в 2017 г. планирует построить рядом с хлебозаводами и новую кондитерскую фабрику.
Производители хлебобулочной продукции ориентированы в основном на внутренний рынок, хотя есть и небольшой экспорт. “Наша компания развивает производство замороженных хлебных полуфабрикатов, эту продукцию мы и отправляем на внешние рынки”, – рассказывает Владислав Аверченко. Сегмент замороженного хлеба в Украине занимает порядка 1%.
Экспортирует свою продукцию компания в страны ЕС. “Отмена пошлин в ЕС открывает для нас новые возможности, однако воспользоваться ими непросто. Европейский рынок очень конкурентный, с высокими требованиями к качеству продукции, которое должно быть подтверждено соответствующей сертификацией. Внедрение европейских стандартов требует значительных инвестиций, но сделать это в нынешних условиях очень сложно”, – резюмирует Аверченко. (Дело/ Пищепром Украины)