Алексей Дорошенко, генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей, рассказал о перспективах развития продуктового ритейла в ближайшие пару лет – нас ожидает передел рынка и скупка крупными компаниями мелких игроков. Рынок продуктового ритейла ожидают дальнейшие трансформации. Многие торговые сети не в состоянии дальше полноценно обслуживать свои долги и должны уйти из рынка. Усилят свое присутствие крупнейшие розничные сети, такие как “АТБ”, “Сильпо” и “Ашан”. Такое мнение выразил Алексей Дорошенко, генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей.
“Практика поглощений в украинском ритейле последних 8 лет показывает, что ставка многих игроков на капитализацию бизнеса не оправдала себя. Когда сеть выставляется на продажу, более сильным конкурентам интересен не их бизнес, поскольку он зачастую не прозрачен и без четкого позиционирования, а интересны только их торговые площади. Но практически все игроки работают на арендованных площадях. В связи с этим цена покупки-продажи торговой сети часто складывается из стоимости торгового оборудования и бонуса за уступку торговых площадей. В результате цена поглощения невысока”, – рассказывает эксперт.
По его словам, в 2016 г. несколько крупных торговых сетей предприняли попытку произвести слияние активов, и образовать продуктовую торговую сеть, которая бы охватывали практически все регионы Украины. Однако на пути встала проблема задолженности банкам, поставщикам и кредиторам. Конкуренция на рынке ритейла в Украине не равномерная. В Западной Украине слабое присутствие ведущих украинских ритейлеров. Есть регионы, как, например, Мукачево, в которых конкуренция отсутствует вообще. Самым конкурентным регионом является Киев.
“Он привлекает всех игроков рынка высоким уровнем дохода своих покупателей. Но он требует высоких инвестиций в открытие каждой новой площадки. Поэтому для всех крупнейших торговых сетей, как украинских, так и иностранных, за исключением сети “АТБ”, базовым регионом является Киев”, – говорит Дорошенко. По его словам, в этом году мы еще увидим продажу бизнеса крупными игроками ритейла еще более сильным конкурентам.
“Некоторые сети будут продавать весь свой бизнес, а некоторые, как Billa, могут распродать магазины в тех регионах, которые не вписываются в их стратегию. Объектами потенциального поглощения выступают продуктовые сети, занимающие с 6 по 15 места. Более мелкие сети малоинтересны крупным игрокам. А крупнейшими “собирателями” активов на протяжении 2016-2017 годов будут сети из ТОП-5, такие как “АТБ”, “Сильпо” и “Ашан”, – резюмирует Дорошенко. (Дело/ Пищепром Украины)