Почти сразу после известия о планах стран G7 продлить санкции в отношении России премьер Дмитрий Медведев заявил о намерении увеличить срок продовольственного эмбарго до конца 2017 г. За почти два года его действия поставщики и ритейлеры адаптировались к новым условиям и не ждут от продления ответных санкций особых изменений в своем существовании.
Введенный в августе 2014 г. запрет на ввоз продовольствия из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии планируется продлить до конца 2017 г. Об этом заявил глава правительства Дмитрий Медведев. “Наши производители неоднократно выступали за сохранение продовольственного эмбарго на аграрные товары и сельхозтовары из стран, которые ввели санкции в отношении РФ или впоследствии к ним присоединились”,- отметил премьер. Ранее он неоднократно говорил, что действия России в вопросе продэмбарго будут зависеть от позиции названных стран. Британский премьер Дэвид Кэмерон заявил о согласии стран G7 продлить в июне санкции в отношении России до “выполнения минских соглашений”.
Изначально западные санкции в отношении российских оборонных, сырьевых и банковских компаний, а также ряда чиновников и бизнесменов были введены в июле 2014 года из-за ситуации на Украине и вхождения Крыма в состав РФ. Россия в ответ запретила импорт мясных и молочных продуктов, рыбы, овощей, фруктов и орехов. В июне 2015 г. обе стороны противостояния продлили взаимные санкции до августа 2016 года.
В апреле этого года в докладе аналитического центра при правительстве отмечалось, что существенного отрицательного воздействия продовольственных “антисанкций” в России сегодня нет. По мнению экспертов центра, рынок сумел адаптироваться к новым условиям. Фактор продления эмбарго не повлияет на инфляцию и рост цен на продукты, считает начальник центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко.
Сейчас Россия полностью обеспечивает себя птицей и примерно на 90% свининой, отмечают в группе “Черкизово”. Однако зависимость от импорта в самой отрасли сохраняется: около 20% отечественной курятины производится из импортных инкубационных яиц, а племенных свиней за границей закупают почти все российские свиноводы, говорит один из участников рынка. Доля импортной говядины на российском рынке в 2015 г. превышала 20%, и введение эмбарго на объем ее ввоза из-за рубежа почти не повлияло, так как запрет коснулся лишь около 4% поставок, говорит глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
На российском молочном рынке продэмбарго привело к сокращению доли импорта с 22,5% в 2013 г. до 21,8% в 2014 г., подсчитали в Национальном союзе производителей молока (“Союзмолоко”). Сейчас доля импортных продуктов на рынке уже около 20%, уточняет исполнительный директор союза Артем Белов. Всплеска интереса инвесторов к рынку из-за продления эмбарго господин Белов не ожидает. По его словам, полтора года – слишком короткий горизонт планирования при том, что сроки окупаемости в производстве сырого молока достигают 15 лет, а в переработке – шести-семи лет.
Доля импортных овощей в России в 2015 г. достигала 13,2%, фруктов – 63%, за год они сократились на 2,7 и 7 процентных пункта соответственно, следует из данных Национального союза производителей плодов и овощей. При этом там подчеркивают, что в России до сих пор почти нет производства многих видов востребованных овощей, таких как цветная капуста или чеснок.
Рыбной отрасли эмбарго только навредило: по словам исполнительного директора Рыбного союза Сергея Гудкова, из-за ограничений цены на сырье выросли на 50%, что, соответственно, привело к удорожанию рыбы, падению спроса и сокращению производства. В результате сейчас в отрасли сложилась почти нулевая рентабельность, сетует господин Гудков. Доля импорта на отечественном рыбном рынке после введения эмбарго снизилась с 25% до 20%, добавил он. (All Retail/ Пищепром Украины)