Россия может себя обеспечить зерном, картофелем, сахаром и растительным маслом. Все остальные продукты питания наша страна либо не производит, либо выпускает мало. Сложнее всего дела обстоят с мясом и молоком. Изменить ситуацию должно развитие племенного молочного скотоводства. К такому выводу пришли эксперты в ходе слушаний в Общественной палате.
Россия может себя обеспечить зерном, картофелем, сахаром и растительным маслом. Все остальные продукты питания наша страна либо не производит, либо выпускает мало. Сложнее всего дела обстоят с мясом и молоком. Изменить ситуацию должно развитие племенного молочного скотоводства. К такому выводу пришли эксперты в ходе слушаний в Общественной палате.
Российское правительство держит курс на импортозамещение. По словам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, чтобы обеспечить себя овощами и фруктами, необходимо от трех до пяти лет. “Мы ставим задачу в этом году получить не менее 100 млн. т зерна, порядка 9 млн. т подсолнечника, 37 млн. т сахарной свеклы, сои – 2,5 млн. т, картофеля – 31 млн. т, овощей – более 15 млн. т”, – прогнозирует Ткачев. Однако, как признается министр, что касается молока и молочной продукции, то здесь работы непочатый край. Это наиболее запущенный сегмент. И на исправление ситуации потребуется как минимум 7-10 лет.
И начать необходимо прежде всего с развития племенного молочного скотоводства. “Россия игнорирует международный опыт. Тем временем страны Восточной Европы за 15 лет достигли высоких показателей по племенному делу и производству молока, вышли в лидеры в ЕС”, – заявил региональный представитель Торгово-промышленной палаты РФ в Восточной Европе Владимир Микоян в ходе слушаний в Общественной палате.
Например, в Чешской Республике в 2014 г. средний надой составил 9550 кг молока на одну корову. В 1990-е годы этот показатель был около 4 тыс. кг. Не отстают от Чехии и другие страны. В Венгрии одна корова в год дает 6920 кг молока, в Германии – 6900 кг, в Нидерландах – 7926 кг, в Канаде – 8458 кг, в Дании – 8700 кг и в США – 9353 кг. Для сравнения, в России молочная продуктивность в прошлом году достигла лишь 5391 кг на корову.
Поэтому, как поясняет Владимир Микоян, “России нужны независимые, некоммерческие ассоциации по породам, которые должны входить в международные структуры”. Таким образом можно сохранить генофонд основных исчезающих пород крупного рогатого скота, полезного для селекционных целей.
Впрочем, одними “молочными объединениями” не обойтись. Как отмечает Александр Ткачев, тема молочного животноводства в настоящее время сложная и трудно разрешимая. И переломить негативный тренд возможно только при условии серьезных вложений и дотаций со стороны государства. Так, согласно антикризисным мерам, на развитие молочного скотоводства предусмотрено 11,80 млрд, руб., на поддержку племенного дела, селекции и семеноводства – 7,59 млрд, руб. Кроме того, в 2015 г. на реализацию программы по поддержке начинающих фермеров выделено 3,20 млрд. рублей. Воспользоваться ею смогут более 2,5 тыс. хозяйств. В результате в правительстве рассчитывают увеличить производство молока до 30 тыс. т в год, мяса скота и птицы на убой в живом весе – до 6,5 тыс. т в год.
Впрочем, независимые эксперты не столь оптимистичны. По их словам, нарушить планы властей может бюрократизм. Не случайно ранее премьер-министр Дмитрий Медведев пригрозил наказать нерадивых губернаторов. По его словам, Москва деньги выделяет, но до АПК в регионах они не доходят. Впрочем, не стоит расслабляться и самим фермерам. “Государство уже достаточно делает для поддержки фермеров, хотя бы за счет льготных кредитов и субсидирования процентной ставки. Здесь нужно больше усилий со стороны самих фермеров. Импортозамещение дает большие возможности для племенного скотоводства. В течение 2-3 лет инвестиции в его развитие вырастут в 2-3 раза, а те хозяйства, которые этим воспользуются, получат конкурентное преимущество”, – комментирует “МК” руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. (mk.ru/ Пищепром Украины и мира)