Рынок ягод в Украине, показывавший рост последние пять лет на 7-12% ежегодно, до сих пор остается ненасыщенным, так как спрос на ягоды превышает их реальное предложение, считают профильные эксперты. “На сегодняшний день площадь посевов голубики составляет 800-1000 га, для насыщения рынка Украины необходимо минимум 6-8 тыс. га”, – отметила директор ООО “Брусвяна” Лилиана Дмитриева.
По словам частного предпринимателя Павла Збинского, выращивающего голубику на приусадебном участке, голубика высокогорная является самой перспективной культурой. “Цена сбыта – от $3/кг до $10/кг, окупаемость проекта по выращиванию составляет 4 года”, – отметил он. Директор питомника “Брусвяна” Владимир Дмитриев также пояснил рост популярности голубики ее транспортабельностью: охлажденная ягода может храниться от 7 дней до месяца. Л. Дмитриева добавила, что 51% голубики продается для “свежего потребления”, а 49% направляется на заморозку и переработку.
Культуры малины и смородины также показывают неплохой рост последние пять лет, тогда как клубника менее привлекательна, указали участники конференции. По их данным, посевные площади под ягодными культурами в стране в 2013 г. составляли 22 тыс. га, а более поздняя статистика у них отсутствует. В то же время участники конференции отметили, что, несмотря на перспективность рынка, рост ягодного бизнеса в 2015 г. замедлится в связи с нестабильной политико-экономической ситуацией в стране и временной приостановкой новых проектов по выращиванию ягод.
“Ягода – дорогой продукт. Его потребление на данный момент сконцентрировано в Киеве и других крупных городах. Ранее основными районами для сбыта ягод также были Крым и восток Украины. Большинство производителей находятся в Житомире, Ривне, Волынской и Киевской областях” – пояснила Л. Дмитриева. Помимо того, как отметили участники конференции, рост ягодного бизнеса ограничен проблемами, с которыми он сталкивается на этапе укрупнения: недостаток финансирования, административные и налоговые ограничения, необходимость сертификации продукции и патентирования сортов, проблемы транспортировки, отсутствие широкой розничной торговли, а также невозможность переработки больших объемов ягод.
По словам Л. Дмитриевой, в сложившейся ситуации целесообразно наращивать экспорт, где Украина уже добилась выхода на третье место на мировом рынке поставок замороженных ягод. Наиболее перспективными странами для экспорта ягод являются страны Азии и Ближнего Востока, тогда как рынки большинства стран Европы уже насыщены крупными и налаженными поставками из Польши, Литвы и других стран. Основными проблемами для поставок ягод в страны Европы участники пресс-конференции назвали разницу в качестве и необходимость сертификации продукции по европейским стандартам. Л. Дмитриева также сообщила, что 10 июля под Киевом в Буче пройдет конференция по обсуждению перспектив развития ягодного бизнеса и стоящих перед ним проблем, на которой ожидается до 5 тыс. участников. (АПК-Информ/ Пищепром Украины и мира)