В прошлом году из всего молочного ассортимента Украине удалось нарастить только экспорт сливочного масла и сгущенного молока. Зато сразу на 64% (на 19 тыс. т) Об этом сообщил начальник отдела АПК “Госвнешинформ” Антон Порембский. Та же тенденция, судя по всему, сохраняется и в нынешнем году. Наши поставки уже идут в Грузию, Молдову и другие страны СНГ, а также сраны Северной Африки.
Увеличение доли продаж молочных консервов за границу в аналитическом агентстве “Инфагро” поясняют в первую очередь активизацией самих производителей, энергично осваивающих новые рынки на фоне падения продаж внутри страны. Как подтвердил “Вестям” управляющий директор компании Milk Brothers Михаил Шепель (ТМ “Madesa”), валютные доходы компенсируют нехватку оборотных средств, возникающую из-за сокращения внутреннего потребления и удорожания производства.
По словам производителей, даже во время ажиотажного спроса в феврале и марте на продукты длительного пользования они не отметили повышения спроса на сгущенку. Она теперь относится к разряду лакомств, особенно более дорогая – вареная. Как рассказали “Вестям” эксперты, картина здесь полностью повторяет ситуацию, которая сложилась с кондитерскими изделиями, когда вместо килограмма шоколадных конфет, например, теперь берут 100 граммов, а если нельзя взять чуть-чуть – не покупают вообще.
Зато девальвация гривни оказалась спасительным кругом для экспортеров сгущенного молока: наш товар стал интересен зарубежным покупателям только после того, как появилась возможность снизить его цену. “Это главная причина. В более стабильные времена килограмм сгущенного молока стоил $1,2-1,3, а как только цена упала примерно на треть (в пересчете на валюту), нашим товаром заинтересовались за границей”, – говорит Михаил Шепель. Сейчас на экспорт украинская сгущенка уходит сейчас по цене примерно в $1/кг. Недавно даже председатель совета директоров “Милкиленд-Украина” Анатолий Юркевич заявил, что предприятие, которое до сих не ставило на этот вид деятельности, рассматривает возможности начала производства сгущенного молока.
К сожалению, для Европы наших низких цен мало для появления спроса. Там наш продукт не интересен, поскольку украинская продукция еще не сертифицирована по европейским стандартам. Кроме того, как утверждают производители, импортная пошлина на сгущенку в ЕС составляет 57 евро за центнер продукта (0,57 евро/кг). “Поэтому когда наши потенциальные западные партнеры начинают считать, во сколько им обойдется ввоз нашей сгущенки, оказывается, что им выгоднее купить сгущенные сливки, а не молоко. Естественно, не в Украине”, – говорит Михаил Шепель.
На внутреннем рынке отпускная цена килограмма сгущенки колеблется от 18 грн. до 30 грн., в зависимости от “рецептуры”, а проще говоря, от того, сколько настоящего качественного молока использовал производитель. Самый дешевый продукт – это так называемая “мешанка”, для выпуска которой используется молочная сыворотка, а не молоко. Причем за последние полгода цены выросли на все “сорта”. По данным “Инфагро”, в сентябре 2014-го, весовая сгущенка стоила 24-26 грн./кг (настоящий ГОСТ), 17-23 грн./кг (“кондитерский” ГОСТ) и 13-17 грн./кг (ТУ). А в баночной фасовке комбинаты предлагали молочные консервы по цене от 7 грн. до 11,5 грн. за 370-380 граммовую банку. Сейчас в рознице банка сгущенки 370-380 г. стоит 12-13 грн. (или 32 грн./кг), если молоко низкой жирности 2% или изготовлено под торговой маркой розничной сети. Например, такой продукт недавно вывел на рынок “Фуршет”. А молоко, сделанное по ГОСТу, 8,5%-жирности, стоит уже 16-19 грн. (или около 43-49 грн./кг). Есть продукт и по 23 грн. за банку (61,5 грн./кг). А если это вареная сгущенка или продукт с добавлением какао, кофе, то он стоит все 25-26 грн. за банку или 67-68 грн./кг.
При этом эксперты прогнозируют, что цены на молоко будут расти и дальше, поскольку производители подтягивают их к экспортным, и не особо заботятся о потере внутреннего покупателя. Кроме того, дорожают молоко и сахар. С начала года закупочные цены на молоко выросли в среднем на 25-30% (с 4000 тыс. грн./т в январе до 5120 грн./т в конце марта). Причем в марте молоко дорожало вопреки сезонности по той же причине – на экспортных контрактах. “То есть, возникли условия, когда производители конкурируют за сырье”, – говорят эксперты. (Вести/Пищепром Украины и мира)