В прошлом году украинцы практически перестали покупать магазинные полуфабрикаты, рассказал руководитель Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. Сильно упавший спрос отмечают и на самих производствах. Если раньше хорошо продавались пельмени, вареники, блинчики и прочее, то сейчас хорошо “уходит” только выпечка. “Это “быстрая” дешевая еда, которую можно съесть по дороге на работу или с нее”, – объяснила “Вестям” зам по производству компании “Дрыгало” Надежда Бондаренко.
Что касается остальных полуфабрикатов, то люди просто не покупают подорожавшие в среднем на 10% пельмени и котлеты, потому что в теперешней ситуации это ощутимо для кармана. Чтобы минимизировать убытки, производители вынуждены уменьшать производство мясосодержащих продуктов, уменьшать объем мяса в них или делать “гибридные продукты” чтобы не повышать цены. Например, гречанники, голубцы, пиццу, мороженое тесто и тому подобное. “Для украинских производителей единственный выход – это удешевлять свою продукцию за счет более дешевых ингредиентов или уменьшения процентного содержания начинки, особенно мяса”, – отметил Алексей Дорошенко.
По данным Ассоциации украинских производителей “Мороженое и замороженные продукты”, за 2014 г. общий объем производства мясных полуфабрикатов составил 111596 т, что на 18,58% (на 25461 т) меньше, чем в 2013 г. А объем производства макаронных изделий с начинкой за 2014 г. составил 94910 т – на 2,1% (на 2031 т) меньше, чем годом ранее.
То, что не хотели есть украинцы, старались продать за границу. В итоге экспорт полуфабрикатов в прошлом году даже немного превысил импорт: за год было вывезено на 600 т макарон с начинкой больше, чем ввезено. “В целом на украинском рынке 88,24% всей продукции замороженных полуфабрикатов – отечественного производства. Но их ассортимент с каждым месяцем сокращается из-за роста цен на продукты и энергоносители, без которых замороженные продукты не сохранить”, – отметила начальник технологического отдела Ассоциации Татьяна Серегина. По прогнозам экспертов, в 2015 г. рынок данной продукции будет продолжать падать. Его рост возможен только в случае роста уровня доходов. На что не приходится рассчитывать в ближайшие два года.
Поэтому украинские производители начинают переориентацию на зарубежные рынки, где продают продукцию за валюту, что очень кстати на фоне подорожавшей электроэнергии и цен на горючее, стоимость которого тоже привязана к курсу. “Компании сейчас вовсю ищут новые рынки сбыта. Перспективен рынок Европы, а также, к примеру, мы сейчас ведем переговоры с Канадой”, – рассказала “Вестям” Надежда Бондаренко. У производителей из восточных областей дела обстоят еще хуже: они либо перевезли свое производство с Донбасса, либо вовсе его остановили. Причем небольшие производители вынуждены были оставить оборудование на неподконтрольных Украине территориях. “Производство там также представляет собой проблему, начиная от поставки сырья, и до необходимости платить установленные местными группировками “сборов””, – заметил “Вестям” Алексей Дорошенко.
Зато мелкие “домашние” производители абсолютно не почувствовали оттока покупателей. Здесь, как и ранее, народ с удовольствием заказывает пельмени, котлеты, сырники, всяческие рулетики и колбасы. Причем покупателей не останавливает даже более высокая, чем в магазинах, стоимость: если в магазине килограмм недорогих пельменей стоит 50-60 грн., то домашние обойдутся уже в 80-100 грн. “Люди продолжают заказывать. Обычно новые покупатели приходят по советам друзей и родственников, которые у нас уже давно”, – рассказал “Вестям” собственник небольшого производства “Хозяюшка” Борис Егодженян. Такие компании обычно обеспечивают доставку на дом, готовы торговаться, дарить небольшие “вкусности” на пробу, а если покупатель постоянный и делает крупные заказы, – доставлять продукцию бесплатно. (Вести/Пищепром Украины и мира)