Денис Фоменко, и. о. генерального директора ГП “Артемсоль”, рассказал, как живется украинскому монополисту без российского рынка.
– Что сейчас происходит с поставками соли на российский рынок?
– О решении Роспотребнадзора запретить ввоза нашей соли на территорию России мы узнали из СМИ, а также из сообщения на сайте этого ведомства. Официальных уведомлений о несоответствии качества нашей продукции мы так и не получали. “Артемсоль” через официальных представителей в РФ несколько раз обращалась к руководству российского ведомства с просьбой разъяснить ситуацию, однако официального ответа у нас так и нет.
– Компания полностью прекратила поставки соли в Россию?
– По факту Роспотребнадзор приостановил ввоз пищевой соли украинского производства 26 января 2015 г. Причиной такого решения, как следует из публикаций СМИ, стали претензии к качеству. Однако мы считаем эти обвинения необоснованными. Что касается соли технического назначения, она отгружается в Россию, как и прежде.
– Какая доля продаж приходилась на российский рынок?
– Около 55% от общего объема производства продукции “Артемсоль” шло на российский рынок, из них 30% – пищевая соль. Российский рынок крайне важен для нашего предприятия, и мы стараемся решить вопрос возобновления поставок, но пока безрезультатно.
– Кто является крупнейшим потребителем украинской соли, помимо России?
– Около 10% производимой нами соляной продукции идет на внешний рынок, помимо России. “Артемсоль” осуществляет поставки в 22 страны. Среди потребителей в Европе такие страны, как Польша, Венгрия, Румыния, Чехия, Словакия, а также Сербия.
На постсоветском пространстве это – Беларусь (наш самый крупный потребитель после РФ), Молдова, Азербайджан, Армения, Казахстан, Грузия, а также Литва, Латвия и Эстония.
– Все ли нормально с поставками в другие страны бывшего СССР?
– На данный момент претензий к качеству продукции “Артемсоль” не поступали, как со стороны контролирующих органов, так и со стороны потребителей.
– Увеличиваются ли поставки в ЕС?
– В страны ЕС мы поставляем пока только техническую соль – для использования в химической промышленности и для обработки дорог в зимний период. Европейцы в качестве пищевой соли традиционно употребляют не каменную, а выпаренную. Поэтому пока говорить о крупных экспортных партиях поваренной соли пищевого назначения, в том виде, в котором она добывается у нас, – сложно.
Однако сейчас мы ведем активные переговоры с нашим крупнейшим потребителем в Евросоюзе – Польшей – о начале поставок в польские торговые сети поваренной соли.
Кроме того, на сегодня у нас уже есть заключенные договора на поставку продукции ГП “Артемсоль” в страны Балтии и Дунайского региона.
Для увеличения нашего присутствия на европейском рынке нам необходимо наладить выпуск продукции премиум-сегмента, учитывая традиционные вкусы европейцев. Поэтому в данный момент мы изучаем и просчитываем проект строительства фабрики по производству выпаренной соли, чтобы в дальнейшем расширить рынок сбыта.
– На сколько снизился объем продаж соли в 2014 г.?
– По итогам 2014 г. предприятие произвело более 3 млн. т соли, что на 11% меньше по сравнению с 2013 г. Пропорционально изменились и показатели по продажам. С учетом сегодняшней экономической и политической ситуации этот результат можно считать вполне приемлемым. К тому же по отдельным видам продукции, например, фасованной соли пищевого назначения показатели производства даже несколько возросли – на 4,5% по сравнению с 2013 г.
Есть и позитивная динамика другого рода. Мы ликвидировали посреднические схемы при реализации соли в Украине, странах СНГ и дальнего зарубежья, за счет чего предприятие дополнительно получило более 16 млн. грн. Кроме того, нами перезаключены прямые договора с облавтодорами Украины, устранены посредники, что также привело к значительной экономии средств.(Дело/Пищепром Украины и мира)