Больше всего магазинов в 2014 г. открыли “АТБ-маркет”, Volwest Group и Fozzy. По сравнению с позапрошлым годом тройка наиболее динамично развивающихся ритейлеров не изменилась. Но масштаб экспансии значительно сократился. Если в 2013 г. сеть “АТБ” увеличилась на 143 объекта, то в 2014 г. – на 69. Fozzy Group открыла в 2014 г. 29 магазина против 42 в 2013 г. Дельта увеличилась у Volwest Group, открывшей 39 магазинов в позапрошлом году и 43 – в 2014 г.
Период гигантомании в отрасли миновал, большая часть появившихся объектов – локального формата. “В Украине, судя по всему, постепенно начинает вырисовываться эра “магазинов у дома” и мини-маркетов. Именно объекты этой концепции последние несколько лет доминируют в структуре новооткрываемых FMCG-маркетов, и их доля из года в год растет”, – констатирует глава GT Partners Ukraine Игорь Гугля.
География открытия новых торговых точек в течение года менялась. Если в первой половине 2014 г. львиная доля сетевых продовольственных магазинов открывалась в Восточной Украине, то во второй половине – уже в Западной. Гугля подчеркивает, что произошло это не за счет осознанной переориентации ритейлеров на западный регион, а за счет сокращения динамики развития тех торговцев, которые ранее активно открывались в восточных областях.
С поправкой на геополитические факторы – аннексию Крыма и военный конфликт на Донбассе – ритейлеры не только открывали магазины, но и закрывали. Попавшие в зону риска торговые точки либо полностью прекращали деятельность вследствие разрушения помещений, разграбления, национализации, либо временно приостанавливали работу в период активизации боевых действий, нарушения энергоснабжения и т. д.
Тем не менее сальдо положительное. “Количество открытых магазинов в целом по стране все равно было выше, чем количество закрытых”, – отмечает Игорь Гугля.
Операторы розничной торговли, которые наиболее активно развивались в 2014 году
№ | Управляющая
компания |
Сеть | Количество магазинов,
открытых в 2014 г. |
Общее кол-во магазинов
на 31 декабря 2014 г. |
1 | ООО “АТБ-маркет” | “АТБ” | 69 | 733 |
2 | Volwest Group | “Наш край”, “Наш край-экспресс”, “Дисконт” | 43 | 169 |
3 | Fozzy Group | “Сильпо”, “Фора”, Fozzy, Le Silpo | 29 | 470 |
4 | ООО “Украинский ритейл” | “Брусничка” | 25 | 145 |
5 | ООО “Омега” | Varus, “Varus-маркет”, “Планета” | 23 | 55 |
6 | ООО “ЛК-Транс” | “ЛотОК” | 16 | 26 |
7 | ООО ТПК “Львовхолод” | “Рукавичка”, “Пид боком” | 14 | 80 |
8 | ООО «Торговый дом «Копейка» | “Копийка”, “Копийка-мини-маркет”, Santim | 12 | 47 |
9 | ООО “Вересень плюс” | “Файно маркет”, “Файно экспресс” | 12 | 20 |
По 10 новых магазинов в 2014 г. открыл целый ряд компаний, поэтому определить однозначного фигуранта рейтинга некорректно. |
Данные: исследовательская компания GT Partners Ukraine. (forbes.ua/Пищепром Украины и мира)