Цены на продовольствие выросли на 20-30%, полагает доктор экономических наук, аналитик аграрного рынка Леонид Холод. Продукты будут дорожать и дальше, вероятно, быстрее чем ожидается. В видеопрогнозе он рассказал, какие именно товары больше всего прибавят в цене.
На увеличение стоимости продовольствия, по мнению эксперта, влияет множество факторов. Во-первых, скажется курс валют. Падение курса рубля приведет к тому, что импортируемая продукция, а ее на российском рынке, по экспертным оценкам, составляет около 45%, вырастет в цене. Во-вторых, продовольствие – это предмет первой необходимости и поэтому при общем повышении цен спрос с других товарных групп как раз переходит на продовольственные. А в самой продовольственной группе подорожают более дешевые товары, потому что потребитель от них отказаться не может. В-третьих, роль сыграют подорожавшие кредиты.
Эксперт также рассказал о том, что из-за продовольственного эмбарго освободилась пятая часть рынка, но для того, чтобы ее успешно заняли отечественные сельхозпроизводители, надо принять ряд мер. В первую очередь нужно развивать собственное производство. “Негоже, чтобы страна, которая обладает самым большим в мире агропродовольственным потенциалом, являлась еще и самым большим импортером продовольствия. Это нонсенс, которому никакого объяснения нет. Понятно, что мы не можем производить все. Но молоко и мясо можем. И в России есть абсолютно конкурентный фактор – свободные земли. Следует экстенсивно наращивать производство. За постперестроечные годы в стране появилось свободных земель еще в два раза больше, чем в СССР”, – отметил эксперт.
Также надо наращивать производство зерна. Это основа всего сельского хозяйства, потому что зерно – не только продукт сам по себе, но еще и сырье для производства других продуктов. И, наконец, более 50% сельхозпродукции и продовольствия производится в личных подсобных и фермерских хозяйствах. “На сегодняшний день – это нетоварный сегмент, и не потому что люди не хотят, а потому что нет инфраструктуры, которая позволила бы им попасть на рынок. Надо облегчить выход, освободить торговлю, особенно для мелких производителей. Это позволит получить деньги во много раз превышающие средства государственной поддержки”, – отметил Леонид Холод. Эксперт также назвал меры, которые позволили сдержать рост цен. И назвал, какие продукты могли бы стать гастрономическими брендами России – по примеру хамона в Испании, пармезана в Италии и селедки в Голландии. (Крестьянские ведомости/Пищепром Украины и мира)