Молочный союз Казахстана бьет тревогу – в настоящее время в западных регионах Казахстана до 80% молочной полки занимает белорусская продукция, такая же тенденция наблюдается в последнее время на Севере и Востоке страны. “Проблема в том, что на пищевой рынок сейчас очень легко зайти из-за отсутствия мер защиты рынков. Многие импортные конкуренты открыто демпингуют (разница между розничной ценой на казахстанскую и российскую продукцию доходит до 30%), не соблюдают технические регламенты и поставляют фальсифицированную продукцию.
Ситуация усугубилась диспаритетом рубля: на рынок просто хлынула российская дешевая продукция, и никто пока не реагирует на потерю рынков на наших глазах. А ведь потеря рынка по продуктам питания – потеря продовольственной безопасности страны. Если ситуация не изменится до лета, многие средние и мелкие компании просто прекратят свое существование”, – считает сопредседатель Молочного союза Казахстана Аида Сапаргазинова.
Импортная продукция начала не только вытеснять мелкие компании с рынка, но и отразилась на продажах крупных компаний. Так, недавно компания “Адал”, продукция которой успешно реализуется на рынках Алматы и Алматинской области, провела ребрендинг. По словам руководителя службы маркетинга “Адал” Дмитрия Нагорного, приход на рынок новых игроков начал ощутимо влиять на продажу компании, в связи с чем было решено провести сегментацию продукции. Основная цель маркетинговой стратегии, как объяснил г-н Нагорный, заключается в разделении всей линейки продукции “Адал” на Econom (бренд “Молочный Мир”) и Mass Market сегмент (бренд “Продукты Наших Ферм”).
“Молочный мир” (традиционный “Адал”) – это более социальный продукт, он существует очень давно. Мы снизили цены на продукцию бренда за счет изменения формата упаковки. Состав не изменился. Премиальный же продукт стоит дороже примерно на 20%. Мы – казахстанская отечественная компания, которой сложно конкурировать на молочном рынке. Мы не можем много тратиться на рекламу и считаем, что наши достоинства – это натуральность и замкнутый цикл производства – свои поля, фермы и молокоперерабатывающий завод. Пытаемся выживать в условиях жесточайшей конкуренции. Хороший продукт продает себя сам”, – объяснил причину ребрендинга г-н Нагорный.
Ставка на качество молочной продукции, как считает г-жа Сапаргазинова, пока не помогает отечественным производителям. Сейчас эффект может иметь только тотальная проверка импортируемой продукции: “Потребители смотрят сейчас в первую очередь на цену, а не на качество. Так как импортных производителей сейчас нет возможности тотально проверить, как отечественных производителей, они этим пользуются. На цены (на продуцию казахстанских производителей – “Къ”) влияют в первую очередь дорогая стоимость сырья, топлива, энергии и прочие составляющие – все эти затраты не снижаются из года в год, а, увы, растут. Один из главных вопросов, который наиболее часто поднимается в разных ракурсах, – почему в наших торговых центрах приоритет на полках у любого товара, кроме отечественного? Мы считаем, что в нынешних условиях просто необходимо вводить меры, определяющие приоритетность товаров отечественного производства”.
По мнению Аиды Сапаргазиновой, в налаживании конструктивного диалога и продуктивного сотрудничества производителей и ритейлеров должно быть заинтересованно, в первую очередь, государство, которому по силам выработать и осуществить меры защиты рынка и поддержать отечественного производителя.
Речь идет также о таком важном вопросе, как недобросовестная конкуренция через фальсифицирование продукции, несоблюдение требований техрегламента ТС. “Выявить и предотвратить эти злоупотребления можно только регулярным контролем со стороны госорганов и проведением исследований в сети независимых лабораториях по Республике, но такая база у нас пока слабая. Особенно необходим жесткий контроль импортируемой продукции, так как в процессе ее производства невозможно провести проверку, что регулярно делается отечественных производителей”, – считает г-жа Сапаргазинова. По данным, имеющимся у Молочного Союза, казахстанские производители пока держат позиции только в сегменте кисло-молочной продукции. По натуральным сырам, маслу, сухому молоку рынок уже давно потерян, а по йогуртной группе идет тенденция к вытеснению отечественных производителей. (ukrday.com/Пищепром Украины и мира)