Традиционно причерноморское зерно играет “первую скрипку” в первой половине маркетингового года: в июле-декабре. Начиная с января объемы экспорта зерна из Украины и России начинают сокращаться, уступая место пшенице из США, Европы и стран Южного полушария.
Обычно это происходит по чисто рыночным мотивам. Ценовая привлекательность причерноморского зерна приводит к быстрому сокращению запасов, и тогда на рынок выходят игроки с более дорогим товаром.
В нынешнем сезоне классическая схема была усилена девальвацией. Темпы экспорта пшеницы из России и Украины были столь высоки, что правительства обеих стран стали беспокоится о продовольственной безопасности. Несмотря на введение пошлины в 35 евро с 1 февраля, российская пшеница теоретически все равно сохраняет конкурентоспособность. Однако на практике административное регулирование никто не отменял, покупатели опасаются невыполнения контрактов, что негативно сказывается на спросе.
В Украине официальных запретов не ожидается, но вероятны меры самоограничения. В ближайшее время может состояться подписание меморандума между Министерством аграрной политики и экспортерами. Согласно оценке Минагропрода, в 2014/15мг экспорт украинской пшеницы может достичь 13 млн. т (на 2 млн. т больше прогноза «УкрАгроКонсалта»). Ориентировочный объем экспорта продовольственной пшеницы по итогам сезона 2014/15 прогнозируется на уровне 7,3 млн. т, ячменя – 4,3 млн. т, ржи – 30 тыс. т, кукурузы – 20,2 млн. т
По слухам, расчеты министерства позволяют экспортировать до конца сезона около 4,8 млн. т пшеницы, 12 млн. т кукурузы и 0,5 млн. т ячменя.
Основным камнем преткновения является продовольственная пшеница как гарантия продовольственной безопасности страны. По данным министерства, за оставшиеся 5,5 месяца сезона может быть экспортировано не более 1,4 млн. т пшеницы продовольственного качества. Причем следует учитывать неясные перспективы будущего урожая.
Поэтому министерство предлагает установить в меморандуме норму по экспорту 400 тыс. т продовольственной пшеницы до конца февраля. А судьбу оставшегося 1 млн. т потенциального экспорта предлагается решить во второй половине февраля в зависимости от темпов экспортных отгрузок и состояния посевов озимой пшеницы под урожай 2015 г.
Трейдеры считают, планку в 400 тыс. т на 1,5 месяца недостаточной, поскольку экспорт проходит гораздо более быстрыми темпами. За первые 12 дней января 2015 г. было экспортировано около 190 тыс. т пшеницы, причем в подавляющем большинстве продовольственной. По слухам, переговоры между трейдерами и министерством продолжаются, и какие окончательные объемы будут указаны в меморандуме, станет известно в ближайшее время.
Смутными временами на экспортном рынке Украины и России в максимальной степени планируют воспользоваться французы. Ожидается, что в текущем сезоне из Франции будет экспортировано более 29 млн. т пшеницы. Это означает, что Франция продаст на 2 млн. т больше пшеницы, чем было бы в том случае, если бы Россия полностью реализовала свой экспортный потенциал.
Другой представить Причерноморья – румынская пшеница, которой всю первую половину сезона отдавал предпочтение GASC, также теряет позиции. На египетском тендере от 15 января 2015 г. пшеница румынского происхождения предлагалась почти на $10 дороже французской, и, естественно, проиграла. Пшеница из России, Украины и США на этом тендере не предлагалась вовсе, заведомо уступая европейскому зерну.
Таким образом, в настоящее время на рынке наблюдается процесс смены лидеров в пользу европейских поставщиков. Франция в этом году собрала пшеницу с невысокими качественными показателями, что ограничивало спрос. Поэтому уход с рынка России и Украины создают для Франции крайне благоприятные условия для реализации своего дешевого зерна.
Ограничения экспорта на причерноморском рынке происходят уже третий раз за последние пять сезонов. Вряд ли это обернется потерей рынков сбыта в следующем сезоне. Скорее всего, после либерализации экспорта импортеры снова будут активно покупать дешевую российскую пшеницу. Однако, рассматривая долгосрочные перспективы, все же стоит задуматься о том, что регулирование экспорта сказывается в первую очередь на внутренних производителях. Недополучение прибыли фермерами может привести к сокращению производства зерна в будущем. Возможно, стоит принять во внимание опыт Аргентины, которая ранее являлась одним из крупнейших в мире нетто-экспортеров пшеницы. Однако непродуманное государственное регулирование отрасли, по сути, на несколько сезонов подорвало производство, а соответственно, и экспортный потенциал пшеницы в стране. В последние годы экспорт аргентинской пшеницы снизился почти втрое – до 2-6 млн. т по сравнению с 9-12 млн. т еще в середине 2000-х годов. (БИКИ/Пищепром Украины и мира)