“Зуд приватизации” поражает власть каждый раз, когда правительство не способно организовать нормальный менеджмент по управлению государственной собственностью. И, как правило, разговоры о разгосударствлении имущества заканчиваются очередным перераспределением государственной собственности и финансовых потоков. Похоже, что так же происходит и с государственным предприятием (ГП) “Укрспирт”, на котором развернулась борьба за контроль над отраслью между правительством, президентом и уголовными т. н. “смотрящими”. Но, скорее всего, они друг с другом договорятся – за счет государства и народа.
15 января 2015 г. Верховная Рада 233 голосами вернула правительству на доработку его законопроект №1567 “О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации”. Камнем преткновения, как и ожидалось, стал “Укрспирт”.
По мнению обозревателей “Украинской правды”, “эта подковерная возня больше напоминала попытку президента или правительства завести “своих” людей в отрасль и посадить их на теневые потоки”. Против продажи “Укрспирта” выступили нардепы от “Оппозиционного блока”, Блока Юлии Тимошенко, “Свободы” и даже “Самопомичи” и Блока Петра Порошенко.
Премьер-министр Арсений Яценюк разразился тирадой на тему, что, дескать, правительство обнародует фамилии коррупционеров, невзирая на лица. “В первую очередь, это компания “Укрспирт”, и все остальные, по которым сейчас идут уголовные расследования. Будут названы фамилии конкретных людей. Уверен, что органы прокуратуры Украины не просто фамилии назовут, но и посадят в тюрьму тех руководителей компаний, которые вчера защищали, не давая возможности правительству принять правильное реформистское решение относительно того, что нужно уничтожать коррупцию в государственном секторе экономики”, – заявил Яценюк.
Однако, очевидно, что правительству нужны деньги от приватизации, нужна сама приватизация госкомпаний, а премьеру нужен “кошелек”, из которого можно финансировать собственную политическую силу, оказывать материальную помощь лояльным добровольческим батальонам и комбатам. А когда наступит час “Ч” и перед страной возникнет реальная угроза дефолта, у премьера просто “кровь из носу” должен быть “золотой запас”. Иначе судьба главы Кабмина будет очень незавидной.
Впрочем, мотивы людей Порошенко те же. Не исключено, что, завалив приватизацию “Укрспирта”, они смогут прибрать к рукам теневые схемы производства неучтенного спирта и его поставок ликеро-водочным компаниям.
В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что новым врио директора ГП “Укрспирт” (вторым за полтора месяца) стал Роман Иванюк, которого связывают с главой администрации президента Борисом Ложкиным. По некоторым данным, будучи главой департамента инвестиционного банкинга компании “Конкорд Капитала”, Иванюк покупал для Ложкина сеть клиник “Добробут”. Позже Романюк баллотировался в нардепы от БПП по 22 округу (Волынь), но занял третье место. В частных беседах сотрудники “Укрспирта” характеризуют работу Иванюка, как “с весьма специфическим характером”.
Сегодня на спирте зарабатывают по обе стороны фронта. И пока будет идти АТО, госкомпанию будут подпитывать не только из бюджета, но и за счет разнообразных “серых схем”.
Попытки приватизации “Укрспирта” предпринимались и ранее. И каждый раз за ними стояло мощное лобби производителей водки. В середине 2012 г. нардеп-регионал, один из владельцев корпорации “Олимп” Павел Климец предлагал исключить “Укрспирт” и все спиртзаводы из перечня предприятий, которые не подлежат приватизации.
В 2014 г. Кабмин Яценюка решил сделать каждый спиртзавод госпредприятием и отдельным юридическим лицом. Притом, что именно такой способ управления в свое время загнал большинство предприятий в долговую яму и поставил спиртовую отрасль на грань банкротства.
До 2010 г. все спиртзаводы были самостоятельными юрлицами. Распоряжения “Укрспирта” носили рекомендательный характер и нередко игнорировались директорами заводов. Предприятия самостоятельно находили потребителей для сбыта спирта на внутреннем рынке, закупали сырье и устанавливали цену продукции. В результате директора брали сырьевые кредиты и показывали неправдивую калькуляцию. Из-за этого кредиторская задолженность предприятий “Укрспирта” выросла к 2010 г. примерно до 1,2 млрд. грн.
Сторонники приватизации говорят, что частные компании способны технически модернизировать отрасль. Но в действительности этого делать никто не собирается.
На большинстве государственных спиртзаводах стоит оборудование 1960-70 годов, которое обслуживают тысячи рабочих. Но у большинства водочников есть собственные не пущенные (или работающие нелегально) спиртзаводы, оснащенные по последнему слову техники и полностью автоматизированные.
Поэтому водочникам не очень нужны государственные производственные мощности. Им нужно отменить госмонополию на производство спирта и контролировать его цену как сырья для водки. Вполне возможно, что государственные спиртзаводы они действительно выкупят, но по бросовой цене, предварительно обанкротив, а затем, например, порежут на металлолом. Из-за подобной ситуации в свое время было уничтожено немало сахарных заводов.
В 2010 г. было принято постановления Кабмина №672 “О создании Государственного предприятия спиртовой и ликероводочной промышленности”, что позволило централизовать производство спирта в ГП “Укрспирт”. Как отмечало “Зеркало недели”, централизация позволила преодолеть тенденцию массового банкротства спиртзаводов.
“Укрспирт” начал наращивать прибыли: 2012 г. – более 23 млн. грн., 2013 г. – 26,3 млн. грн. Для сравнения: в 2008 г. и 2009 г. суммарная прибыль всех предприятий отрасли составила, соответственно, 5,6 млн. грн. и 9,7 млн. грн.
Но централизация принесла как позитивные, так и негативные моменты. Начиная с 2011 г. на “Укрспирте” появились “смотрящие”, которые осуществляли контроль над производством неучтенного спирта, из которого потом делали контрафактную водку и продавали через розничные сети.
Контроль над этими схемами осуществляла ОПГ во главе с экс-нардепом Юрием Иванющенко и его бизнес-партнерами Алексеем Чеботаревым (находится в розыске) и Иваном Аврамовым.
Как утверждает сайт «ЛигаБизнесИнформ», каждый спиртзавод производил (а некоторые и сейчас производят) значительные объемы нелегального спирта. Например, в 2012 г. Госфининспекция в ходе проверки выявила, что на некоторых государственных спиртзаводах производство велось в три смены (одна легально и две нелегально).
По оценкам ассоциации “Укрводка”, теневой рынок алкоголя в Украине составлял около 40% – 10-15 млрд. грн. ежегодно.
Так была выстроена система, в которой главными бенефициарами выступали “Семья” и ОПГ Иванющенко-Чеботарев-Аврамов. Свою долю в нелегальном производстве спирта и водки имели и местные группы, контролирующие конкретные спиртзаводы (в основном – местные прокуроры, милицейские чины и бандиты).
Во время Майдана из денег, полученных на нелегальном спирте, финансировались “титушки”. Фамилия Алексея Чеботарева называлась министром внутренних дел Арсеном Аваковым в контексте организации похищения активистов майдана Игоря Луценко, Юрия Вербицкого (погиб) и избиения Татьяны Черновол.
После Революции Достоинства “смотрящих” на некоторое время убрали из ГП “Укрспирт”. Тогда же было разрушено много схем, связанных с производством неучтенного спирта. Это позволило не только в 11 раз увеличить поступления в госбюджет, но и снизить долю контрафактной алкогольной продукции с 40% до 10%, что признают и сами фискалы.
Впрочем, далеко от “Укрспирта” “смотрящие” не ушли. Они заняли оборону на отдельных спиртзаводах, директора которых не допускали государство (“Укрспирт”) к контролю за производственными мощностями, на которых изготавливался неучтенный продукт.
Предположительно, в руках “смотрящих” до сих пор находятся следующие предприятия: Зирненский спиртовой завод (Ровенская обл.), Ичнянский спиртзавод (Черниговская обл.), “Золотое поле” (Тернополь), Струтенский спиртзавод (Львовская обл.), Коростышевский спиртзавод (Житомирская обл.), спиртзавод в с. Пидгайчики Ивано-Франковской области, спиртзавод в с. Вишневое Полтавской области и др.
Кроме того, есть авторитетное мнение, что “смотрящие” принимают активное участие в финансировании террористов в т. н. “ДНР/ЛНР”. В октябре 2014 г. газета “Зеркало недели” писала: “Группировка, возглавляемая влиятельными людьми режима Януковича, организовала в Украине особый вид криминального бизнеса. Пользуясь старыми связями в силовых и властных структурах, эти люди фактически захватывают заводы, входящие в состав государственного предприятия “Укрспирт”, и производят на них нелегальный спирт и алкогольную продукцию. Есть основание полагать, что средства от реализации данной схемы идут на финансирование войны против Украины на Донбассе”.
Схемы следующие.
Неучтенный спирт с подконтрольных “смотрящим” спиртзаводов Донбасса перевозится в центральную и северную Украину (например, на Черниговский ЛВЗ), где производится нелегальная водка. Часть выручки уходит снова на Донбасс в руки сепаратистов.
ЛВЗ “Лик” в Донецке, принадлежащий хозяину корпорации “Олимп” Павлу Климцу, был захвачен террористами в начале апреля 2014 г. Но этот завод до сих пор продолжает в три смены производить водку. Спирт для “Лика” производит некий “экспериментальный цех” на ул. Элеваторной (Донецк), мощности которого позволяют делать более 100 т спирта в сутки. Водку “Лик” продают и на Донбассе, но ее 60% уходит в центральную Украину и распределяется среди торговых сетей. Деньги от продажи этой водки, похоже, оседают в карманах боевиков ДНР/ЛНР.
Нелегальный спирт, который производится на частных заводах (официально именуемых “цехами водоподготовки”) в с. Малиновка Харьковской области и в Краматорске (по слухам, также принадлежащие Павлу Климцу и Алексею Чеботареву) нелегально поставляется на ЛВЗ в аннексированный Крым. Существуют неподтвержденные данные, что в этом бизнесе участвует один из наиболее горячих сторонников приватизации “Укрспирта”, замглавы Государственной фискальной службы Владимир Хоменко, поскольку спирт идет на крымские заводы, принадлежащие его жене.
Согласно оперативным сводкам СБУ, за финансирование сепаратистов отвечают несколько уголовных авторитетов Донбасса. Среди них – Анатолий Зуев. Он в оккупированном Донбассе играет роль главного смотрящего за нелегальным спиртом и выступает одним из спонсоров местных боевиков. По некоторым данным, Зуев в тесном взаимодействии с сепаратистскими бандформированиями контролирует поставки спирта и контрафактной водки и в зону АТО, и за ее пределы, а также продажу водки в розничных сетях Донбасса. Ранее имя Зуева называлось в числе одного из партнеров Ивана Аврамова, а также директора корпорации “DMS” Андрея Алеши.
Руководство “Укрспирта” еще летом 2014 г. сообщало в соответствующие органы, что “серые” спиртовые схемы работают на сепаратистов. Говорили об этом и бойцы батальона “Айдар”, не раз ловившие цистерны со спиртом на КПП. По их словам, при задержании такой машины (обычно по бумагам это была или питьевая вода, или безвредные жидкости), тут же появлялся кто-то из чинов МВД или СБУ – и забирал груз.
Очевидно, что эти схемы невозможны без активного участия в них силовиков, фискалов и чиновников. Поэтому напрашивается вопрос: кто из высшего украинского руководства по факту санкционировал финансирование террористов на Донбассе за счет госбюджета Украины?
Более того. “Смотрящие” Алексей Чеботарев и Иван Аврамов возвращают себе влияние на “Укрспирт” и через суды, а с помощь силовиков “отжимают” контроль над государственными спиртзаводами.
В начале января 2015 г. врио директора ГП “Укрспирт” был назначен Андрей Акименко, которого называют правой рукой Алексея Чеботарева. В 2013 г. они оба были соучредителями ООО “Венея”. Жена Акименко – Светлана – вместе с Чеботаревым до сих пор являются соучредителями ООО “А.А.А. и КО”, через счета которой, в свое время оплачивались услуги “титушек”.
Важно, что войну против “Укрспирта” ведет и ГФС – местами при участии бандитов. Дадим лишь самые важные события с этого фронта.
18 августа 2014 г. под стенами Кабмина прошел первый масштабный митинг сотрудников “Укрспирта”. Они протестовали против действий ГФС, которая заблокировала вывоз с предприятий фракции этилового спирта, требуя заплатить с него налог, хотя это не подакцизный товар. Тогда встали шесть заводов.
В начале сентября 2014 г. ГФС не продлила срок действия лицензии на право оптовой торговли этиловым спиртом. Владимир Хоменко заявил, что проверки “Укрспирта” выявили серьезные нарушения. Дескать, предприятие отпускало спирт без соответствующей документации и уплаты акцизов и НДС. Поэтому ГП обязали выплатить более 100 млн. грн. в бюджет. Руководство ГП “Укрспирт” выдвинуло встречные претензии к фискалам: из-за блокирования ГФС хозяйственной деятельности “Укрспирта” убытки составили 142,5 млн. грн., а госбюджет недополучит 23,75 млн. грн. с НДС и 555,3 тыс. грн. по акцизу.
Руководство “Укрспирт” утверждает, что ГФС незаконно оштрафовала компанию на 900 млн. грн. и блокирует работу спиртовых заводов. На начало января 2015 г. пеня по штрафам продолжает расти, заводы частично приостановили отгрузку спирта, начались задержки по выплатам зарплат, растет задолженность перед поставщиками сырья и пр.
10 декабря 2014 г. Главным следственным управлением финансовых расследований ГФС по согласованию с Генпрокуратурой вынесено уведомление о подозрении гендиректору “Укрспирта” Михаилу Лабутину в совершении преступлений по фактам растраты средств предприятия на 172,5 млн. грн. и уклонении от уплаты налога на добавленную стоимость в 28,2 млн. грн. Уголовные дела против Лабутина, по версии УП, “вполне могут оказаться уловкой, чтобы отвлечь внимание общественности от реальных планов правительства в отношении монополиста”.
Одновременно началась масштабная травля директоров спиртзаводов и менеджмента “Укрспирта”, в которой синхронизировано приняли участие силовики, фискалы и бандиты, ранее “крышевавшие” нелегальное производство водки.
Михаил Лабутин был “эвакуирован” из больницы (где ему делали шунтирование на сердце) бойцами добровольческого батальона “Айдар”. По словам самого Михаила Лабутина, решение “уйти” из больницы он принял после того, как получил информацию, что его жизни угрожает реальная опасность. 16 января Лабутин был официально объявлен в розыск.
В Ровенской области было осуществлено разбойное нападение на одного из представителей дирекции ГП “Укрспирт”, который пытался вернуть госконтроль над Зирненским спиртзаводом. Дело закончилось кровью.
В одном из последних интервью президент Петр Порошенко на вопрос о том, когда будет продан “Рошен”, ответил, что “в стране кризис”, потому “продавать активы бессмысленно, потому что продать в такой ситуации можно только за бесценок”. Логика верная и вполне применимая к ГП “Укрспирт”.
По мнению большинства экспертов, приватизация этого предприятия, особенно в варианте, предложенном Кабмином, – это быстрая смерть для отрасли. А коррупция и неучтенный спирт, контрафактная водка и липовый биоэтанол – последствия неправильной управленческой политики, но вовсе не свидетельства неэффективности централизованного управления госмонополией.
ГП “Укрспирт” – прибыльный и перспективный госбизнес. Во II и III кварталах 2014 г. “Укрспирт” получил 88,9 млн. грн. чистой прибыли (II и Ш кварталы 2013 г. – 15,8 млн. грн.). Рост суммы чистой прибыли позволил увеличить поступления в бюджет в 11 раз – до 27,7 млн. грн. И это без Луганской, Донецкой области и Крыма. Потому, наведя порядок в “Укрспирте” и сопредельных отраслях, только на налоге со спирта можно получить в бюджет 300 млн. грн., а на акцизах – до 11 млрд. грн. (дефицит бюджета на социальные нужды составляет 17 млрд. грн.).
Еще один аргумент в пользу сохранения госмонополии – не завершенная реорганизация “Укрспирта”. Более половины спиртзаводов остановлены, загрузка работающих предприятий составляет 30% от мощностей. Если бы процесс реорганизации отрасли в единое госпредприятие был завершен, то его рыночная стоимость составила около $10 млрд.
Даже бывший сторонник приватизации “Укрспирта”, министр АП Алексей Павленко говорит, что продавать предприятие сейчас – значит отдать его за цену ниже годовой прибыли. То есть в случае продажи “Укрспирта” на этом заработают “смотрящие”, “водочные короли” и пара десятков коррумпированных чиновников. Но вовсе не государство. При этом спирт нужен и для фармакологической промышленности, и для производства биотоплива.
В парламенте заявлено о создании двух следственных комиссий по расследованию ситуации в “Укрспирте”. Одна из инициатив принадлежит комбату батальона “Айдар”, нардепу от Радикальной партии Сергею Мельничуку. По его мнению, распродать подконтрольные предприятия куда проще, чем разобраться наконец-то с реальными проблемами в экономике и таким образом наполнить дырявый бюджет.
Но для начала на предприятии нужно провести независимый аудит (желательно привлечь для этого авторитетную западную аудиторскую компанию), создать на ГП “Укрспирт” общественный наблюдательный совет, ввести открытый бюджет компании, а также внедрить европейские принципы социально ответственного бизнеса для госкорпораций. Уже этих шагов хватит, чтобы навсегда убрать “смотрящих” из спиртовой отрасли. (rbc.ua/ Пищепром Украины и мира)