26 июля 2014 г. международная сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s открыла двери первого заведения в Новосибирске. Хотя выражение “открыть двери” здесь не совсем уместно – мировой производитель “биг-маков” разместился на фудкорте ТРЦ “Аура”.

Заход в “Ауру” отличался от первоначальных планов. В 2013 г. McDonald’s сообщал, что продвижением франшизы компания в Новосибирске займется ООО “Сиб-Фуд”, которое арендовало для этого семь земельных участков в черте города. Однако весной 2014 г. представители “Сиб-Фуд” открестились от возможной связи с McDonald’s. Чуть позже стало известно, что распространением сети в Сибири займется головной офис McDonald’s в России.

Спустя месяц после открытия первого ресторана появился и второй – в торговом центре “Мега”, а 4 ноября 2014 г. открылся полноценный ресторан на Речном вокзале, рядом с одноименной станцией Новосибирского метрополитена. В конце декабря стало доступно и четвертое заведение McDonald’s – на этот раз в свежеоткрытой торговой “Галерее Новосибирск” на улице Мичурина.

Помимо Новосибирска еще два ресторана заработали в Омске. На этом экспансия McDonald’s в Сибири остановилась. Красноярск и Томск как города в среднесрочной перспективе развития, по словам директора по развитию компании Ленара Кутлина, значатся в плане на 2015 г. “В Томске точно откроем один ресторан в первом-втором квартале 2015 г., но конкретного месторасположения назвать не могу”, – сообщила директор центра по связям с общественностью “Макдональдс Россия” Светлана Полякова. Что до Барнаула, Кемерово, Иркутска и других городов, то здесь даже приблизительных дат никто не говорит.

В свою очередь и другой крупный игрок мирового рынка фаст-фуда – Burger King – в 2014 г. довел число своих ресторанов в Новосибирске до четырех. В отличие от McDonald’s, Burger King располагает двумя полноценными заведениями и двумя точками на фудкортах. “Чем фудкорт хорош – там не надо отделывать зал, инвестиции намного меньше. Добавьте к этому хорошие технические условия – без проблем можно получить все необходимые киловатты”, – рассказывает генеральный директор Burger King Russia Дмитрий Медовый. Интересно, что как и McDonald’s, Burger King не смог открыть все запланированные рестораны, хотя в начале 2014 г. речь шла о десятке заведений. А в Красноярске ресторан Burger King закрылся спустя две недели после открытия – по всей видимости, из-за небольшого потока посетителей.

Еще два североамериканских оператора рынка фаст-фуда с мировым именем – Carl’s Junior и KFC – за год в Новосибирске незначительно расширили сети, добавив по одному-двум заведениям. Зато они зашли в Кемеровскую область, став первыми международными брэндами общепита в Кузбассе. Местных игроков в лице “Подорожника” и “Сибирских блинов” это не пугает. “Мы никогда не скрывали, что учимся у коллег, перенимая опыт и внедряя передовые тренды. А в итоге выигрывает клиент, получая более качественную и доступную продукцию. Появление McDonald’s будет иметь еще одну неоспоримую пользу. Наконец-то у наших земляков будет возможность сравнить и вкус, и качество продукта местных производителей и лидеров рынка. И уже на собственном опыте, а не на умозрительных предпосылках определиться со своими предпочтениями. По мне, скоро будет пик экспансии транснациональных операторов общественного питания на сибирский рынок. Что до того, опаздывает McDonald’s или нет, то такой оператор, который устойчиво входит по самым разным версиям в первую десятку всемирных брэндов, может приходить туда и тогда, куда и когда предписывает прийти его стратегия”, – делится размышлениями президент ООО «Марка «Подорожник» Татьяна Фомина.

Говорить о перспективах McDonald’s в Сибири и конкретно в Новосибирске – преждевременно. Необходимо дождаться итогов года. В начале весны 2014 г. аналитики из маркетингового агентства Grinderr прогнозировали, что McDonald’s сможет подмять под себя минимум 15-20% всего новосибирского рынка быстрого питания. Благо, что компания, открыв на конец 2013 г. 377 заведений, уже отработала стратегию поведения на рынке в России. Оттого и средняя дневная выручка заведения составляет 400 тыс. руб. Подобная цифра для некоторых кафе в Новосибирске из того же сегмента быстрого питания набирается за месяц.

Однако нет опасений, что McDonald’s сможет захватить весь рынок. Скорее, заход производителя “биг-маков” будет стимулировать местных игроков тщательнее подходить к работе с клиентами и своему предложению. “Появление нового игрока на рынке всегда полезно и выгодно. Это не позволяет ему пребывать в застое, тонизирует и заставляет остальных игроков развиваться и предпринимать контрмеры, соответствовать современным трендам. И все это нужно помножить на два, а то и больше раз, если на рынок выходит общепризнанный лидер отрасли”, – уверена Татьяна Фомина. (Эксперт-Сибирь/Пищепром Украины и мира)

 

Добавить комментарий