Таким вопросом задавался практически каждый, кто накануне следил за обсуждением законопроекта, повышающего акцизы на сигареты. Инициаторы нормы упрямо твердят, что заботятся о здоровье нации. Они считают, что именно налоговые меры способны сократить число курильщиков в стране. Здравые доводы противников закона парламентарии слушать отказываются.
Инициаторами законопроекта “О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР (о сокращении табакокурения)” выступили депутаты Дастан Бекешев, Ширин Айтматова, Ирина Карамушкина, Данияр Тербишалиев, Дамира Ниязалиева, Мирлан Бакиров, Улукбек Кочкоров. За новые нормы выступило и Министерство здравоохранения.
“Законопроект направлен на предотвращение распространения такой губительной привычки, как курение. Указанные цели предлагается достичь благодаря ряду мер, в том числе при помощи механизмов налогообложения. Это также позволит существенно пополнить государственный бюджет и упростить налоговое администрирование. Одним из существенных механизмов, позволяющих снизить уровень потребления табачных изделий во всем мире, являются налоговые меры. Поэтому законопроектом предлагается ряд поправок в Налоговый кодекс КР для постепенного повышения базовой ставки акциза на сигареты в течение 2015-2017 гг.”, – отмечают инициаторы закона.
На самом деле “постепенное” повышение базовых ставок акциза выглядит скорее попыткой выдавить с рынка дешевые сигареты. Судите сами: законопроектом предполагается переход в 2015 г. на простую фиксированную ставку акциза. Предлагается повысить базовую ставку акциза на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра: с 1 января 2015 г. – 550 сомов (сигареты с фильтром) и 100 сомов (сигареты без фильтра), с 1 января 2016 г. – 730 сомов (на оба типа сигарет), с 1 января 2017 г. – 950 сомов.
“В Кыргызстане минимальное налогообложение на сигареты с фильтром составит при повышении акциза 450 сомов за 1 тыс. штук. Самый дорогой сегмент – сигареты “Парламент”. Они уже облагаются налогом в 600-610 сомов за тысячу штук. Я провел расчеты: 600 сомов – нормальная цена. Одна тысяча сигарет – это 50 пачек. Получается, что пачка подорожает примерно на 3 сома. Это немного, зато бюджет получит прибыль. В Казахстане тот же налог составляет 1,9 тысячи сомов. У нас сигареты в 3 раза дешевле, чем в Казахстане, и в 5 раз дешевле, чем в России. Когда мы войдем в ЕАЭС, в любом случае будет выгоднее у нас торговать сигаретами”, – отметил инициатор законопроекта Дастан Бекешев.
Ничего не бросается в глаза? Все верно. Ставка акциза на сигареты без фильтра за 3 года повышается практически в 4 раза. Именно против такого уравнивания и выступили представители бизнес-сообщества. Они справедливо заметили: такое повышение означает, что с прилавков магазинов исчезнут сигареты без фильтра.
“Не надо сравнивать нас с Россией и Казахстаном. Мы начинаем повышать акциз на сигареты без фильтра. А ведь такие сигареты покупают люди, у которых и так доходы небольшие. Повышение акциза не решит проблему. Люди начнут покупать какие-то дешевые аналоги из соседних стран”, – заявила председатель Ассоциации поставщиков и дистрибуторов Гульнара Ускенбаева.
Инициаторы законопроекта неоднократно говорили о том, что в соседних России и Казахстане уже применили подобные ставки. Но забыли сказать, что Казахстан сделал это совсем недавно, когда рынок торговли сигаретами без фильтра практически стал равен нулю. Неужели в Казахстане так сильно лобби табачных королей? Отнюдь. Просто государство думает не только о будущих доходах, но и о том, чтобы ограничить поток контрабанды из соседних государств.
“Резкое уравнение акцизов на сигареты может крайне негативно сказаться на безопасности страны. Люди курить не бросят. Если у них нет денег на дорогие сигареты, они будут искать более дешевые аналоги. Откуда они появятся? Конечно, будут завозиться контрабандой. На самом деле объем контрабанды сигарет во всем мире довольно велик. Просто на него не обращают внимания. Плохо еще и то, что контролируют эту отрасль террористические организации. Получается, что своим необдуманным поступком парламентарии могут привлечь на территорию страны угрозу куда более опасную”, – считают эксперты Ассоциации поставщиков и дистрибуторов.
Кто-то может справедливо заметить, что представители табачных компаний попросту защищают свой бизнес. Но проверить правдивость их доводов просто.
Приведем некоторые факты. В Англии организованные преступные группы привлекают несовершеннолетних для контрабанды и распространения сигарет. Патронаж табачной контрабанды составляет значительную часть финансирования террористической группировки “Аль-Каида в исламском Магрибе”. “Хезболла” (Ливан) зарабатывает на контрабанде потребительских товаров, включая сигареты. Доход от “крышевания” нелегальной торговли сигаретами составляет порядка 20% от общего бюджета движения “Талибан”. В Пакистане нелегальные фабрики делают контрафактные сигареты Marlboro, Camel для поставки в Центральную Азию – Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан.
В Турции несколько лет назад тоже применяли практику повышения акцизов на сигареты. Они выросли практически в 3 раза. Минздрав страны отрапортовал о сокращении на 20% числа курильщиков, взяв за основу данные об официальном производстве и ввозе сигарет. А жители страны тем временем выстраивались в очереди за махоркой и контрабандной продукцией на базарах. Схожая ситуация была и в Румынии – после вступления этой страны в Европейский союз. Сейчас в этой стране один из самых высоких в Европе уровень контрабанды сигарет. По разным оценкам, в 2013 г. он составил порядка 30%.
Вопрос о том, кто для кого существует – бизнес для государства или наоборот, во многих странах риторический. Но только не у нас. Кыргызстанским бизнесменам его приходится задавать с пугающей частотой. Причина проста: предпринимателям постоянно приходится натыкаться на примеры так называемой чиновничьей и депутатской “заботы” о бизнесе и о гражданах страны. Причем непонятно, какой логикой руководствуются оба лагеря. Нынешнее повышение акциза на сигареты – наглядный тому пример.
Сами представители табачной отрасли отнюдь не против повышения акцизов, но всегда подчеркивают, что делать это надо постепенно, избегая резких скачков. Правительство, которое и должно ратовать за повышение ставок, на сей раз встало на сторону предпринимателей и предложило более плавное повышение ставок на сигареты без фильтра. Но парламент упрямо стоит на своем. Почему? Вопрос риторический. Странным выглядит и другой факт. Наряду с повышением акцизов на сигареты планировалось повысить и ставки для алкогольной отрасли. Но от этой идеи парламентарии неожиданно отказались.
“При вступлении Кыргызстана в Евразийский экономический союз Россия будет просить нас повысить акцизы. Будет единое пространство, сотрутся таможенные границы. Но в Кыргызстане акцизы на алкоголь намного ниже, чем в РФ. Считаю, что нужно оставить эту норму. Тогда мы сможем получить дополнительную выгоду. Предприниматели будут приезжать к нам, здесь регистрироваться и платить налоги”, – отметил Дастан Бекешев. Если основной целью законопроекта была забота о здоровье кыргызстанцев, то почему такое странное разделение? Неужели алкогольная продукция вредит здоровью меньше, чем сигареты? (24kg.org/Пищепром Украины и мира)