О том, что украинский рынок заполонили “левые” сигареты, говорят давно. Но в этом году нелегальный сегмент рынка резко увеличился, а по итогам 2014 г. он может даже удвоится (по сравнению с прошлогодними 8%), достигнув 15%.
Все обстоит так же, как и с российскими товарами в отечественных торговых сетях: только осознав, что покупая товар страны-агрессора, мы финансируем его экономику (в том числе и ВПК), наши сограждане отказываются от российских товаров в пользу производителей из других стран. С сигаретами та же история: стоит задуматься, откуда на рынок попадают явно “левые” табачные изделия (как правило, они отличаются более низкой ценой, отсутствием акцизной марки и т. п.). А главное – почему так происходит, кто с этого получает прибыль и куда ее тратит. И уж тогда решать – сэкономить ли на покупке “кота в мешке”, или все же купить легальный и безопасный табак.
«Согласно исследованиям TNS, нелегальный объем табачных изделий по сравнению с 2013 г. только за I квартал вырос с 8,7% от общего потребления до 9,2%», – отмечает директор Львовского регионального центра по инвестициям и развитию Олег Кахновец.
Фактически, нелегальные сигареты можно разделить на два вида: это ввезенная из-за границы контрабанда (до 60%) и подделанные в подпольных цехах сигареты известных торговых марок – контрафакт (около 40%).
Раньше принято было считать, что большинство табачной контрабанды к нам поступает из Молдовы. Однако мониторинг свидетельствует, что это не так. Последние годы в лидерах Беларусь и Россия. Объемы “контрабаса” из РФ и так были значительными – раньше на восточной границе существовали не просто “окна”, а целые “коридоры”, по которым нелегальный товар поступал в нашу страну без всяких официальных платежей, пошлин и налогов. Теперь же в ходе военных действий граница с Россией вообще стала условным понятием. И этим активно пользуются различные “коммерсанты”.
В чем же “прелесть” контрабанды? Как отмечают участники рынка, “контрабас” становится очень выгодным после того, как в стране начинают повышаться налоги (акцизы). Ведь в случае нелегального ввоза и реализации вся “налоговая” составляющая – а это от 40% до 70% от цены сигарет – идет в карман организаторам процесса.
Если контрабанда – бич госбюджета, то контрафакт бьет еще и по легальным производителям. Ведь подделку, “скрученную” в каком-нибудь подвальном цехе, часто внешне не отличить от оригинала. В этом плане уже преуспели так называемые ДНР и ЛНР.
На контролируемых боевиками территориях процветает коммерческая деятельность, нацеленная не просто на получение дохода, но и на финансирование недешевых военных операций. Источники в спецслужбах утверждают, что в Донецке и Луганске сейчас вовсю работают сигаретные цеха, в больших объемах изготовляющие контрафактные сигареты. Которые затем переправляют на “большую Украину”. А наши сограждане, даже будучи искренними патриотами своей страны, ради экономии покупая “дешевые папиросы” у какой-нибудь бабушки возле рынка, по незнанию финансируют сепаратистов.
Еще одной проблемой производители называют сигареты-“двойники”. Это напоминает действия предприимчивых китайцев, которые в огромном количестве выпускают всякие “абибасы”, “соньйо” и прочие откровенные подделки. Так же и при производстве табачных изделий: есть, к примеру, официальная торговая марка State Express 555 одного из мировых концернов. Так вот, ее копируют полностью, но цифры заменяют на 999. Потребитель при этом думает, что производитель пустил новую версию известного продукта, и спокойно покупает “левак”.
Зная обо всех этих ухищрениях нелегальных дельцов, табачные компании пытаются им противодействовать самым прямолинейным способом – с помощью технологий.
Ранее производители делали ставку на оригинальную упаковку (с рельефной печатью и прочими ухищрениями). Дополнительной защитой служила акцизная марка, которая имеет несколько ступеней защиты и голограмму. Но при нынешнем уровне полиграфии и упаковка и акцизки копируются довольно легко, и без специальных техсредств их не отличить от оригинала.
Новым шагом могли стать электронные акцизные марки и специальная кодировка, наносимая производителем непосредственно на пачку в виде 12-символьного буквенно-цифрового кода. С его помощью можно отследить всю цепочку прохождения товара – от завода до прилавка, а также проконтролировать уплату налогов и проверить происхождение продукции. Однако на уровне профильных министерств воплощение этой идеи пока решили отложить.
Логично, что из-за нелегальных сигарет теряют рынок и недополучают прибыль легальные производители “вредной привычки”. Но не следует забывать, что вследствие этого табачные компании уплачивают в бюджет меньше налогов.
По оценкам участников рынка, потери составляют не менее 2 млрд. грн. А ведь все акцизы приносят в бюджет около 10% доходов. Если учесть, что в нынешнем, военном положении и углубляющемся экономическом кризисе для Украины важна буквально каждая копейка, это сумма, за которую стоит побороться.
Государство пока следует фискальной логике, пытаясь наполнить доходную часть, в том числе и повышением ставок акциза. Начало этому было положено еще во время прошлого кризиса – с 2008 г. С тех пор правительства увеличили налоговую нагрузку в 13 раз. И с определенного момента повышение акцизов (из-за увеличившихся контрабанды и контрафакта) начало давать обратный эффект.
Только в этом году табачные акцизы в Украине повышали уже трижды. В результате если в 2013 г. бюджет собрал 17,9 млрд. грн. “дымных” акцизов (“плюс” 5% от уровня 2012 г.), то по итогам 2014 г. эти поступления составят лишь 17, 2 млрд. (или “минус” 4%), прогнозирует представитель компании “Филип Моррис Украина” Алексей Калиниченко. По его словам, это произойдет вследствие снижения легального производства и роста нелегального рынка.
“Сейчас мы видим новые попытки увеличить размер акциза на 5%. Фактически это не акциз, а новый налог с оборота. В случае увеличения размера акциза вновь будет рост контрафактной продукции и контрабанды табачных изделий”, – уверен член правления общественного союза “Национальная организация розничной торговки” Юрий Бондарев. Об этом он сказал во время “круглого стола” “Нелегальная табачная продукция уничтожает украинскую экономику”, который недавно состоялся в Львове. По словам Ю. Бондарева, увеличение налогов является шагом к большей доступности контрафактной продукции. Кроме того, это станет дополнительной нагрузкой на легальный бизнес и покупателей. “Бизнес не может работать в “минус”. Мы вновь залезаем в карман покупателя. Поэтому нужно консолидировать усилия для установления причин и недопущения увеличения контрафакта”, – подчеркнул он.
Примечателен и другой момент. Сами курильщики, покупая сигареты подешевле, часто не задумываются, какой это может принести вред конкретно им. А ведь у контрафактных изделий не только низкое качество и плохой вкус. Они могут оказаться и более опасными для здоровья, чем оригинальная продукция. Ведь “левак” не отвечает жестким нормам по содержанию смол, никотина и оксида углерода. А, кроме того, в “безродных” сигаретах могут оказаться и опасные запрещенные ингредиенты, ведь их никто не контролирует.
К слову, в сентябре Госпотребинспекция Украины проверила 716 объектов торговли в 19 областях Украины и Киеве. В 192 из них зафиксировали факты торговли нелегальными табачными изделиями. Проверка качества этой продукции показала, что в некоторых случаях содержание смол и никотина существенно превышали нормы. То есть эти сигареты были гораздо вреднее, чем лицензированные.
В Госпотребинспекции отмечают, что нелегальные сигареты реализуют в основном на стихийных рынках, в МАФах, временных торговых точках или в местах массового скопления людей с рук. Отличить их от официальной продукции непросто, однако специалисты советуют обратить внимание на ряд моментов.
«Покупателя должна насторожить слишком низкая цена табачных изделий – ведь контрабанда обычно на 20-30% дешевле лицензионной продукции. Любой потребитель имеет право проверить сертификат качества продукции, убедиться, что на упаковке имеются акцизная марка, название производителя (с адресом и телефоном), указано содержание смол и никотина, есть медицинское предупреждение о вреде курения на государственном языке. Обязательным являются дата изготовления, максимальная стоимость и розничная цена. Отсутствие любого из этих информационных элементов – это уже нарушение, которое следует задекларировать для проведения проверки», – рассказала начальник отдела контроля в сфере внутренней торговли инспекции по вопросам защиты прав потребителей во Львовской области Надежда Бригинец.
Кроме того, если официальные торговые точки, магазины уже давно не продают табачные изделия несовершеннолетним, то нелегальным торговцам все равно, от кого получить прибыль. Так что опасный контрафакт могут преспокойно купить и дети.
Судя про тому, что проблему контрабандных и контрафактных сигарет начали обсуждать на уровне общественной дискуссии, она действительно приобрела масштабы государственной угрозы.
«Сам факт процветания контрабанды и контрафакта табака существенно бьет по имиджу и рейтингу Украины, влияет на ее инвестиционную привлекательность. Страна, которая не способна контролировать рынок контрафактной и контрабандной продукции, становится менее привлекательной для инвестирования, поскольку бизнес не чувствует себя защищенным», – полагает Олег Кахновец, директор Львовского регионального центра по инвестициям и развитию.
По его словам, побороть это негативное явление быстро и эффективно достаточно сложно, однако можно создать препятствия для попадания такой продукции на прилавок. Прежде всего, необходимо провести просветительскую кампанию среди курильщиков – они должны четко понимать, чем рискуют в погоне за экономией средств. Также следует усилить ответственность за торговлю и поставки нелегального табака – к слову, несколько лет назад в Верховной Раде предлагали внести это преступление к разряду уголовных. Однако не сложилось. Говорят, из-за лоббистов на самом высоком уровне. Кроме того, на государственном уровне необходимо пропагандировать идею здорового образа жизни.
По большому счету, нелегальная торговля табачными изделиями является вопросом ответственности – производителей сигарет, государства (способного или не способного защитить свою экономику), правоохранительных и контролирующих органов (и их способности бороться с контрабандой). А также – каждого отдельного потребителя, который может персонально контролировать этот рынок, просто отказавшись от “левого” товара. «Лучшим инспектором должен быть сам потребитель, ведь он покупает сигареты», – резюмирует Надежда Бригинец. (Ukr.lb.ua/Пищепром Украины и мира)