На 24 ноября 2014 г. было запланировано первое заседание Хозяйственного суда Виргинских островов по иску Erste Group о признании банкротом основного акционера компании “Мрия”. Австрийская финансовая группа обратилась в суд 30 октября с просьбой признать банкротом HF Assets Management Limited, через которую Иван Гута с семьей владеют 80% акций агрохолдинга.
“Erste Group сделала все возможное, чтобы решить спор на досудебном этапе, – сообщила представитель группы Erste Линда Михалеч. – Erste Group в качестве одного из кредиторов “Мрия Агрохолдинг” действует в соответствии с контрактом. Мы находимся в контакте с другими кредиторами, а также с компанией”.
Будучи не в состоянии рассчитаться по долгам на около $1,3 млрд., 24 октября менеджмент “Мрии” предложил кредиторам план реструктуризации. Он, в частности, предусматривал списание до $900 млн., или около двух третей задолженности. В настоящее время переговоры продолжаются. Но если большинство из держателей обязательств “Мрии” продолжили отстаивать свои позиции сообща, то Erste Group Bank предпочел решать проблемы в индивидуальном порядке.
Руководитель аналитического отдела инвестбанка Concorde Capital Александр Паращий считает, что у суда есть все основания для того, чтобы признать HF Assets Management Limited банкротом. “Думаю, тот факт, что компания неплатежеспособна, очевиден. Она не рассчитывается по долгам. Вопрос только в том, не может или не хочет”, – объясняет он. При этом ожидать вердикта Хозяйственного суда Виргинских островов можно в довольно скорой перспективе – в течение нескольких месяцев. “Возможно, даже и быстрее. Нет смысла затягивать – может случиться так, что через некоторое время будет уже нечего передавать (кредиторам). Мы знаем, как наши компании умеют выводить активы”, – добавляет аналитик.
Александр Паращий, руководитель аналитического отдела Concorde Capital: «Скорее всего, HF Assets Management Limited не владела материальными активами, а основную часть ее имущества составляли корпоративные права кипрской управляющей компании. Таким образом, Erste Group может стать владельцем крупного пакета акций “Мрии”. “При низкой балансовой стоимости их могут отобрать в пользу банка, – поясняет Александр Паращий. – Если балансовая стоимость больше, чем долг перед Erste Group Bank, компанию могут заставить продать эти активы (на публичных торгах) и расплатиться с кредиторами».
Детали обязательств основного акционера “Мрии” не разглашаются участниками судебного процесса. Опрошенные Forbes члены Комитета кредиторов агрохолдинга сообщили, что сумма задолженности компании с Виргинских островов им неизвестна. “Вероятнее всего, это были кредиты, взятые акционерами под акции “Мрии” на личные цели и проекты. Это стандартная практика”, – утверждает источник, знакомый с ходом переговоров между компанией и кредиторами.
Более всего их сейчас интересует, связан ли долг HF Assets Management Limited с обязательствами самого агрохолдинга. “Может быть так, что либо акционер давал гарантии под какие-то долги, которые брала “Мрия”, либо компания давала гарантии на долги, взятые акционером”, – подчеркивает Александр Паращий. После того как в августе компания неожиданно объявила о выданных ранее гарантиях по долгам связанных структур на $200 млн., исключать такую возможность нельзя.
Если в ходе ликвидации HF Assets Management Limited обнаружатся какие-то не выплаченные дивиденды или договоренности между Mriya Agro Holding PLC и акционерами, число требований к управляющей компании может возрасти. Именно этого больше всего опасаются кредиторы. “В какой-то степени это может уменьшить сумму возмещения. Но все прекрасно понимают, что если не сохранить холдинг в более или менее нормальном виде, никаких возмещений не будет. Главная задача в переговорах с акционерами – сделать так, чтобы компания функционировала”, – констатирует собеседник Forbes, знакомый с ситуацией.
По его словам, обращение австрийского банка в судебную инстанцию Виргинских островов не было согласовано с другими кредиторами, хотя в самой Erste Group отчасти опровергают эту информацию. “Мы контактируем как с кредиторами, так и с компанией”, – утверждает Линда Михалеч.
Источник Forbes, близкий к переговорам о реструктуризации долга “Мрии”, не исключает, что Erste может использовать иск против HF Assets Management Group как дополнительный инструмент давления на собственников агрохолдинга. “Если акционеры не будут саботировать переговорный процесс, тогда эту петицию можно будет приостановить. Это дополнительный месседж акционерам, что против них еще одна сторона, и им следует вести себя правильно”, – допускает он.
В условиях, когда компания занимает неконструктивную позицию по отношению к кредиторам, изменение структуры ее собственности может быть выгодным для инвесторов. “То, что сейчас предлагает кредиторам компания и ее собственники, очевидно неприемлемо. Любые изменения структуры собственности, тем более в пользу самих кредиторов, могут сдвинуть процесс (реструктуризации долга) с места”, – уверен Александр Паращий.
По его мнению, потеря контрольного пакета в “Мрии” семьей Гут позволит провести собрание акционеров и назначить новое руководство, представляющее интересы уже не семейства, а кредиторов. “Если поменяются менеджеры, поменяется и стратегия по управлению активами. Возможно, они продадут какие-то непрофильные и неэффективные активы, что позволит получить хоть какие-то деньги и начать выплачивать задолженность”, – отмечает эксперт.
“Все зависит от того, насколько консолидированной будет позиция всех кредиторов”, – возражает Андрей Патиота, старший аналитик ИГ “АРТ Капитал”, которая также представляет интересы некоторых держателей долга “Мрии”. Если отдельные банки начнут свои процедуры востребования возмещения без согласования с общим комитетом кредиторов, это может лишь усложнить переговоры, считает он. (forbes.ua/Пищепром Украины и мира)