Продажи пьезоэлектрических источников дыма выросли за июнь до 50%, при этом оборот и безопасность продукции не регулируются – фиксируются случаи продажи электронных сигарет детям. Интернет-магазины и традиционный ритейл отмечают существенный рост продаж электронных сигарет за июнь 2014 г. Участники рынка связывают эту тенденцию с запретом на курение в общественных местах с 1 июня, который одних курильщиков побудил бороться с привычкой, а других – находить лазейки для комфортного курения. При этом в законодательстве нет запрета на продажи этих устройств детям, ведь электронные сигареты и картриджи для них не относятся к табачным изделиям.
Как подсчитал аналитический центр “Социология Москвы”, с момента введения ограничений на потребление табака в общественных местах 13,4% опрошенных заядлых курильщиков перешли на электронные сигареты. По данным группы компаний “Дикси”, в ряде розничных магазинов сети продажи электронных сигарет в июне существенно выросли по сравнению с маем. Как рассказала представитель ГК “Дикси” Екатерина Куманина, с момента вступления в силу антитабачного закона сеть супермаркетов “Виктория” отмечает рост продаж электронных сигарет на 17% (июнь к маю) как в количественном, так и стоимостном выражении. Интернет-магазины отмечают рост продаж от 5% до 50%. При этом уверяют, что потребители, покупая эти устройства, практически на полпути к тому, чтобы бросить курить.
«Небольшой рост был (в июне), но не такой, как ожидали. Ждали роста продаж на 20%, а в итоге выросли только на 5%. У нас заказывают только частные лица. Многие люди хотят бросить курить, и электронные сигареты – единственный нормальный для этого способ. В месяц мы реализуем 300 и более электронных сигарет для тех, кто бросает курить, и тех, кто хочет продолжать курить в общественных местах, в кафе», – рассказал менеджер магазина “Электронный дым” Геннадий.
У других продавцов электронных курительных устройств показатели июньских продаж гораздо выше. «В среднем продажи выросли на 25-30%. Клиенты стали задумываться, что надо бросать курить, а антитабачный закон лишь был отправной точкой. Я считаю, что электронная сигарета является промежуточным звеном в преодолении вредной привычки», – сообщил директор магазина электронных сигарет и кальянов Smokers-Live Дмитрий Сушков.
Администратор магазина Fashionesmoke Анна Эймонтас сообщила, что их продажи сигарет и расходных материалов в июне выросли на 50%. По ее словам, 2 года назад о таком уровне реализации электронных сигарет и комплектующих не могло быть и речи, так как продукт считали инновационным и экспериментальным. «Конечно, на рост продаж повлияло то, что электронные сигареты все-таки можно курить в кафе. В офисах многих компаний к курильщикам электронных сигарет тоже относятся лояльнее, родственники покупают электронные сигареты заядлым курильщикам, которые попали в больницу, где обычные сигареты под запретом», – рассказала Эймонтас.
Впрочем, она отмечает и минусы в развитии рынка электронных сигарет. Продукция до сих пор не отнесена ни к табаку, ни к медицинским изделиям, ни к электронным приборам. Ее определения нет в законодательстве, и практически рынок не регулируется ни отраслевыми объединениями, ни государством. «Это плохо для ответственных компаний, так как есть продавцы, которые позволяют себе продавать электронные сигареты несовершеннолетним», – отметила Эймонтас.
По ее словам, был случай, когда электронную сигарету онлайн купил девятилетний ребенок. Кроме того, продукция не проходит сертификацию, и есть риск выхода на рынок недобросовестных поставщиков, которые продают некачественные расходные материалы, например, жидкость для заправки, разлитую в кустарных условиях, с завышенной дозой никотина. Цены на электронные сигареты колеблются от 100 руб. за одноразовое устройство (несколько сотен затяжек) до нескольких тысяч рублей за наборы с картриджами.
Крупные оптовые дистрибуторы, такие, как “Эстайлер”, Supersmoke и Vardex, не хотят раскрывать информацию о росте продаж – по словам источника на рынке электронных сигарет, они опасаются негативных последствий и закручивания гаек со стороны государства. Сегодня на эти компании приходится до 90% оптовых поставок электронных сигарет и комплектующих к ним (фильтров, заправочной жидкости, аккумуляторов, сменных картриджей). Заместитель гендиректора ассоциации “Табакпром” Сергей Филиппов рассказал, что никто из дистрибуторов электронных сигарет в ассоциацию не входит. И отраслевое объединение производителей табачной и курительной продукции пока выступает лишь в роли стороннего наблюдателя за развивающимся рынком.
По данным ОАО “Эстайлер”, поставщики электронных сигарет зарабатывают от 3 млн. руб. до 5 млн. руб. ежемесячно, а годовой объем рынка электронных сигарет превышает 16 млрд. руб. (объем рынка традиционных сигарет – 1,1 трлн. руб.), активные продажи электронных сигарет в России начались в 2010 г. В Supersmoke подтвердили тенденцию роста продаж, но считают свои показатели за июнь незначительными. В компании Vardex (ООО “Вардекс”) не смогли прокомментировать ситуацию на рынке. Однако источник в компании сообщил, что дистрибуторы электронных сигарет испытывают большое давление со стороны производителей табака, у которых они “отъедают” часть покупателей.
Патенты на изобретение и технологию принадлежат структурам китайской компании Ruyan Group Ltd и владельцу этой компании, изобретателю устройства Хон Лику – он считается изобретателем электронной сигареты. Представленные официально в 2004 г., они выпускаются при поддержке правительства Китая. Периодически на этом рынке случаются патентные войны, говорит собеседник.
У ряда производителей табачной продукции уже есть предприятия по производству электронных гаджетов – эта индустрия на явном подъеме. Компания British American Tobacco в 2012 г. купила производство электронных сигарет в Великобритании. Компания Philip Morris International объявляла о начале производства электронных сигарет в конце прошлого года. О начале разработки электронных сигарет в прошлом году сообщала и компания Imperial Tobacco – ее структуры купили в 2013 г. у гонконгской компании Dragonite Хона Лика права на выпуск электронных сигарет за $75 млн. Месяц назад стало известно, что Japan Tobacco Inc. приобретает все акции британской компании Zandera Ltd, специализирующейся на электронных сигаретах. Вся “большая четверка” периодически патентует в РФ свои брэнды электронных сигарет. Однако пока ни одна из крупных табачных компаний не продает их в России.
«Электронные сигареты – это прогрессивная технология, которая может представлять меньший риск для здоровья курильщиков, чем обычные сигареты. British American Tobacco ведет разработки в этой области: в 2012 г. группа купила компанию-разработчика CN Creative Limited и в прошлом году начала продажи электронных сигарет Vype в Великобритании. В России эта продукция пока не представлена», – рассказал Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия”.
Как отмечают участники табачного рынка, все ждут устранения пробелов в законодательстве относительно этой продукции. Осенью в Москве состоится конференция сторон рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ), и там намерены поднять этот вопрос. Председатель правления ассоциации “Здоровые регионы” Алексей Шабашов убежден, что в России будущего у электронных сигарет нет, так как действующий антитабачный закон уже запрещает оборот продукции, имитирующей табачные изделия (поэтому, кстати, “БАТ Россия” не может вывести на российский рынок похожие на обычные сигареты устройства Vype). Надо только дождаться правоприменительной практики, уверяет эксперт. Глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк заявил, что в московских кафе и ресторанах не будут запрещать курить электронные сигареты и бестабачные фруктовые кальяны. (Известия/Пищепром Украины и мира)