Рыболовецкие суда, построенные или модернизированные на иностранных верфях и не прошедшие таможенное оформление, могут лишиться с 2019 г. права вылова в российских водах. Такое ограничение предлагает ввести Росрыболовство, надеющееся таким образом обновить рыболовецкий флот. В свою очередь, эксперты убеждены, что от нововведения выиграет Объединенная строительная корпорация, которая может получить дополнительные заказы.
До конца октября Росрыболовство планирует утвердить поправки в федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”. Так, ведомство намерено изменить правила ведения промысла для судов, которые были построены или модернизированы за пределами России и не прошли таможенное оформление. Соответствующий пункт содержится в предварительном проекте документа. По информации Счетной палаты, в России зарегистрировано 121 так называемое незаходное судно (к таковым относятся те, которые не заходят в российские порты, поскольку не прошли таможенное оформление). Из этого числа только четыре судна заново построенные, остальные модернизированные. По расчетам Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), объем вылова “незаходными” судами сейчас достигает 350 тыс. т в год.
Чиновники обещают до этого запустить процедуру экономической амнистии, когда рыболовецкие суда, чей возраст не превышает семи лет, смогут пройти оформление без уплаты НДС (18%) и таможенной пошлины (5%). Но для этого понадобится внести изменения в Налоговый кодекс. Предполагается, что после амнистии число “незаходных” судов будет сокращено. Идея ограничить возраст судов, попадающих под амнистию, сократит число претендентов на преференции, убеждены в Союзе рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области. Глава Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев считает, что ограничение применения не имеет нормативно-правовой привязки к основным актам эксплуатации судов – Кодексу торгового мореплавания и Российскому морскому регистру судоходства. Это, продолжает он, затруднит утверждение самого законопроекта. В Росрыболовстве объясняют, что ограничение на вылов “незаходными” судами направлено, с одной стороны, на обновление рыбодобывающего флота, с другой – это должно способствовать привлечению судов в российские порты. При этом, добавляет замруководителя Росрыболовства Василий Соколов, в ведомстве рассматривается и более лояльная мера в отношении судов, не прошедших таможенное оформление после ремонта или модернизации на иностранных верфях,- увеличение до 100% ставки сбора за пользование водными биоресурсами (сейчас она составляет 15%).
Глава Portnews Надежда Малышева не исключает, что предложенная Росрыболовством мера по запрету добычи судами, не прошедшими таможенное оформление, может быть пролоббирована Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК), нуждающейся в дополнительных гражданских заказах. Но сегодня, продолжает госпожа Малышева, мощностей для строительства и модернизации большого количества рыбопромысловых судов в России недостаточно. Вчера получить комментарий ОСК не удалось. “У нас сейчас строят небольшие суда, которые не подходят для океанического промысла”,- резюмирует глава ВАРПЭ Александр Фомин. По его словам, затраты на таможенное оформление каждого “незаходного” судна составляют 1-3 млн. евро. Сахалинская область при этом подсчитала, что от нововведений в регионе может сократиться вылов сайры и сельди на 40-50 тыс. т. (Retail.Ru/Пищепром Украины и мира)