Лидер российского пивоваренного рынка – компания “Балтика” – остановила производство пива на челябинском и краснодарском заводах. За последние два года часть предприятий закрыли и ее конкуренты – “Сан ИнБев” и “Эфес”. Президент датской Carlsberg, владельца “Балтики”, Йорген Буль Расмусен в конце августа в интервью изданию Berlingske признал, что закрытие заводов в России – это вопрос времени. “Закрытие одного, или, может быть, двух пивоваренных заводов в России – это наш следующий шаг”, – заявил Расмусен, не поясняя, какие площадки будут остановлены. Всего компании принадлежат 10 заводов в России, крупнейший из которых находится в Санкт-Петербурге.
По словам Расмусена, в Carlsberg рассчитывали, что ситуация в России, где формируется около 40% операционной прибыли компании, изменится, однако к середине 2014 г. осознали, что проблемы российского рынка серьезнее, чем представлялось ранее. “Мы находимся под воздействием определенных макроэкономических факторов, с которыми ничего не можем поделать”, – отметил он. “Производство пива на заводах в Челябинске и Красноярске приостановлено”, – подтвердил вице-президент “Балтики” Алексей Кедрин. По его словам, решение было принято в связи с сезонным падением спроса на пиво на фоне общего снижения пивоваренного рынка в России. “Начнется рост рынка и мы возобновим производство на этих площадках”, – пообещал Кедрин. Сами предприятия закрыты не будут, и массовых увольнений сотрудников в Челябинске и Красноярске компания не планирует, заверил менеджер. По данным “Балтики”, на челябинском и краснодарском заводах работает 981 сотрудник.
Производство пива в России, начиная с 2011 г., неуклонно снижалось: за три года, по данным Росстата, объем произведенного напитка уменьшился на 16,1%, в результате чего заводы крупнейших компаний работали с загрузкой не более чем на 50%. Однако год назад президент “Балтики” Исаак Шепс заявлял, что компания не планирует закрывать свои площадки. “Эти слухи [о закрытии заводов “Балтики] никогда не прекращались, потому что многие другие наши конкуренты закрывают свои пивоваренные заводы, говорил Шепс. – На рынке пива идет спад. В последнее время в связи со спадом уровня объемов продаж у нас огромное количество недоиспользованных мощностей. Но у нас оптимистичный взгляд на будущее и мы рассчитыаваем сохранить работу всей нашей инфраструктуры в России”.
Массовое закрытие пивоваренных заводов в России началось еще в 2012 г. Компания “Сан ИнБев” (российская “дочка” глобального лидера индустрии Anheuser Busch InBev) с тех пор закрыла три свои предприятия – в Перми, Курске и Новочебоксарске, Efes Rus – два – в Москве и Ростове-на Дону. Компании объясняли такие шаги сокращением объемов продаж пива в России на фоне повышения налоговой нагрузки и общего ужесточения регулирования отрасли.
По данным Росстата, в 2013 г. объем производства пива в России сократился на 8,5%. Негативный тренд продолжился и в первом полугодии 2014-го: производство просело еще на 6,4%, до 424 млн. дал. При этом показатели “большой пивной четверки” (“Балтика”, Efes Rus, Heineken и “Сан ИнБев” совокупно занимают 77,8% российского рынка пива) снижались даже сильнее. Так, объем отгрузок Carlsberg в первом полугодии 2014-го упал на 11%.
“В 2016-2017 гг. на долю четырех крупнейших компаний будет приходиться менее 70% объема проданного пива в России, хотя еще несколько лет назад их доля доходила до 90%, – считает директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. – Массовую продукцию западных компаний активно теснит крафтовое [авторское, ремесленное] пиво российских компаний – это мировой тренд. К тому же на рынок оказывает давление демографическая ситуация: с 2008 по 2013 гг. на рынок вышло не более 7,5 млн. новых потребителей пива, ранее за такой же период приходило по 12 млн. человек”. Carlsberg Group – датская пивоваренная компания, основана в 1847 г. Пивоваренная компания “Балтика”, входящая в Carlsberg, имеет 10 заводов в Санкт-Петербурге, Воронеже, Красноярске, Туле, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Челябинске, Самаре, Новосибирске и Ярославле. Помимо этого, компания владеет одним заводом в Азербайджане, двумя собственными солодовнями в Туле и Ярославле, а также развивает собственный агропроект. (РБК/Пищепром Украины и мира)