Индекс ООН, измеряющий уровень цен на продукты, упал в августе самой низкой точки за последние четыре года. Причиной стал обильный урожай и российский запрет на импорт западных молочных продуктов. Запрет на импорт вызвал чрезмерное предложение, которые заставляет цены падать. Запрет сказался и на ценах эстонского сырья.
“Эстонский рынок мал, из-за чего происходящее в остальном мире, и особенно в ближнем зарубежье, влияет на нас очень сильно”, – сказала руководитель Эстонского Союза пищевой промышленности Сирье Потисепп. “Российский запрет на импорт вызвал чрезмерное предложение сырья по всей Европе, из-за чего цены взяли неуклонный курс вниз, и это потихоньку становится заметным и в эстонских магазинах”, – добавила она.
Индекс потребительских цен в Эстонии снизился в августе на 0,7% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. При этом продукты и безалкогольные напитки подешевели на 1,7%. В остальном мире цены на продукты также падают. Индекс ООН снизился в августе до 196,6 пунктов – это самый низкий результат с сентября 2010 г. По сравнению с августом прошлого года индекс опустился на 3,9%. Однако, по словам Потисепп, цена на сырое молоко в Эстонии падает лишь вторую неделю. “На прилавках можно найти очень доступное по цене свежее мясо, молочные продукты, особенно бросается в глаза снижение цен на сыр в последние месяцы и недели. Также производства делают сетям более льготные предложения во время кампаний, а кампании проходят постоянно – и это тоже на самом деле падение цены, которое, как правило, в магазинах можно заметить по желтому ценнику”, – объяснила Потисепп.
По мнению исполнительного директора Valio Eesti AS Майдо Соловьева, сейчас рано ожидать большого падения цен в розничной торговле, поскольку производители заняты возмещением убытков. “Но все же можно выделить две группы товаров – это масло и сыр, цены на которые по сравнению с прошлым годом существенно снизились, то есть эти группы товаров уже отреагировали на падение цен”, – сказал он. Цены на сырое молоко, по словам Соловьева, колеблются посезонно, и следить следует за средним годовым уровнем, который в этом году будет чуть пониже, чем в прошлом, но все же более высоким, чем в 2012 г. Соловьев надеется, что нижний порог цены на сырое молоко к настоящему моменту уже достигнут.
По словам Соловьева, сложно оценить, испытывают ли эстонские производители трудности из-за запрета на импорт, поскольку ситуация у каждого своя. “Однако осмелюсь сказать, что при нынешнем уровне цен фермеры обязательно продержатся 3-4 месяца”, – сказал он. Сирье Потисепп добавила, что в Эстонии падение цен вряд ли продлится долго.
Торговая сеть Rimi постоянно следит за ценами на мировом рынке, и если заметен долгосрочный спад, то с поставщиками начинают переговоры о цене. “В то же время нельзя забывать, что падение цен на сырье необязательно влияет на конечную цену. То есть цена сырья – лишь часть конечной цены”, – сказала представитель Rimi Eesti Food AS Катрин Батс. Влияние российских санкций, по словам Батс, пока все же сложно предсказать, потому что изменение цены сырья произошло только что. “Если мы увидим, что падение цен на сырье продолжается долго, у нас появится основание просить о другой цене. В розничной торговле изменение цен отобразится все же немного позже, и вероятно, что не отобразится вообще”, – сказала Батс.
Согласно индексу ООН, средние цены на мясо в мире не упали. Заметного снижения не наблюдается и в Эстонии. По словам исполнительного директора ARKE Lihatoostus AS Андреса Трумма, в течение года цена мяса упала примерно на 3%, однако 4 года назад цены мяса были еще ниже. “У этих трех процентов настолько маргинальное влияние, что на ценах мясных продуктов это никак не отобразится”, – сказал Трумм. (dv.ee/Пищепром Украины и мира)