Одновременно с конфликтом “Макдоналдса” с Роспотребнадзором разгорается скандал сети с Пенсионным фондом России. Российские структуры McDonald’s Corp. не судились с ПФР с 2010 г., но с мая по сентябрь 2014 г. ЗАО “Москва-Макдоналдс” и ООО “Макдоналдс” подали к Главному управлению ПФР № 10 по городу Москве и Московской области (№ 10 работает с организациями, зарегистрированными в Центральном административном округе) по меньшей мере восемь исков.
Как сообщили в пресс-службе российского отделения McDonald’s Corp., причиной судебных разбирательств стали отказы отделения ПФР в приеме ежеквартальных отчетов. – Начиная с III квартала 2013 г. по текущий момент в ответ на представленную отчетность компания “Макдоналдс” получает отказы в приеме отчетности по пенсионному страхованию сотрудников от пенсионного фонда, что является нарушением прав сотрудников компании, – сказала директор по связям с общественностью компании “Макдоналдс” Светлана Полякова. В чем причины такого давления со стороны ПФР, в компании пояснить не смогли.
По словам Поляковой, “Макдоналдс” обратился в Арбитражный суд города Москвы, с тем чтобы получить возможность сдачи отчетности и восстановить права застрахованных лиц в соответствии с законами Российской Федерации. Собеседница подчеркнула, что компания “Макдоналдс” работает в соответствии с законодательством России, а отчетность в Пенсионный фонд предоставляется с соблюдением требований законов об индивидуальном учете в системе пенсионного страхования и закона о страховых взносах и иных нормативных актов. Отказ в приеме отчетов означает, что с 2013 г. для работников сети фастфуда не формируется пенсия. В российских структурах “Макдоналдса” работает 38 тыс. человек (менеджеров – порядка 3 тыс.), из них в Москве – порядка 12 тыс. Компания заявляет, что порядка 75% ее сотрудников – студенты. В Пенсионном фонде России пояснили, что отказы отнюдь не беспричинны, а виновником нарушения прав сотрудников является сама сеть ресторанов.
– “Макдоналдс” не подготовил корректную отчетность по персонифицированному учету, именно ту отчетность, на основании которой формируются пенсионные права сотрудников. “Макдоналдс” и в предыдущие годы сдавал неточные данные, но при приеме отчетности каждый раз сотрудники ПФР помогали исправлять ошибки и принимали отчетность. В конце 2013 г. количество ошибок стало критичным, на каждую ошибку ПФР указывал. Однако компания не стала устранять ошибки, – сообщили в пресс-службе фонда. По словам пресс-службы, Пенсионный фонд не имеет права и не будет принимать отчетность с ошибками. Ошибки же касаются соответствия СНИЛС, ФИО сотрудников “Макдоналдса” и сумм взносов за каждого работника. В ПФР пояснили, что подобные ошибки могут возникать при текучке кадров в компании и быстром переходе сотрудников с должности на должность.
– Ошибки просто надо устранить, а не обращаться в суд. Позиция компании “Макдоналдс”, которая заявляет о себе как об исключительно социально ответственной, очень формальная, в ней явно не прослеживается тема заботы о пенсиях своих сотрудников, – продолжают в пресс-службе ПФР.
Также в Пенсионном фонде говорят, что в мае-июне этого года исполнительная дирекция ПФР предпринимала попытки помочь крупному плательщику страховых взносов – направляла график работ по устранению нарушений, но отчеты за 2013 г. до сих пор так и не были исправлены. В фонде отрицают, что не принимали отчетность от структур “Макдоналдса” в текущем году – представитель ПФР указал, что по прошедшим кварталам 2014-го компания смогла правильно подготовить документы. Решения по двум делам Арбитражным судом Москвы уже приняты – суд встал на сторону сети ресторанов, а ПФР подал апелляционные жалобы. Решения в арбитражном процессе, впрочем, вступают в силу со дня принятия решения апелляционной инстанцией.
Московский арбитраж решением от 2 сентября обязал ПФР принять отчетность “Макдоналдса” за 2013 г., установив, что формальные требования к отчетности были выполнены, а в протоколах об отказе в принятии отчетности не указаны “причины и момент расхождений между данными” “Макдоналдса” и фонда. Судья обратил внимание на то, что отказ в принятии отчетности не является предоставленной законом территориальным органам ПФР мерой административного воздействия на страхователей – напротив, отделения ПФР обязаны принять отчетность после установленной процедуры выявления противоречий (Инструкция № 987н от Минздравсоцразвития).
В другом решении сказано, что в начале 2014 г. ПФР оштрафовал ООО “Макдоналдс” за предоставление недостоверных сведений на 51,9 млн. руб. – то есть 10% от причитающихся за отчетный период платежей. Причина поражения ПФР в том, что мотивировочная часть его решения состояла из одного предложения, констатирующего факт предоставления сведений за III квартал 2013 г. с недостоверными данными – а закон требует аргументации, подчеркнул судья.
По мнению директора Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ Сергея Смирнова, в спорах между Пенсионным фондом и сетью фастфуда пострадавшей стороной остаются сотрудники последней. Ведь пенсионные отчисления “Макдоналдса” не были разнесены по персональным счетам его сотрудников. По мнению Смирнова, какого-либо политического давления в данной ситуации нет. – Ошибки в отчетностях по несовпадению данных происходят очень часто – и у крупных ритейлеров, и у строительных компаний, у всего крупного бизнеса, – говорит Смирнов. Эксперт считает, что судебное разбирательство “Макдоналдса” и ПФР даст интересный опыт для российского бизнеса, сталкивающегося с подобными проблемами. Смирнов уверяет, что обычно эти вопросы решаются в досудебном порядке: компании просто исправляют данные в отчетах до тех пор, пока их не примут. (Известия/Пищепром Украины и мира)