Дмитрий Медведев подписал распоряжение о проведении эксперимента, в ходе которого кассовые аппараты магазинов будут оборудованы онлайн-передатчиками, пересылающими информацию о сделанных покупках напрямую в Налоговую службу. В эксперименте участвуют “М.Видео”, “Дикси”, “МегаФон” и другие крупные сети.
Эксперимент, в рамках которого информация о покупках в точках продаж будет передаваться в дата-центры, а затем обрабатываться налоговиками, стартует с 1 августа в Москве, Московской, Калужской областях и Татарстане. Среди участников – “Почта России”, “Седьмой континент”, “М.Видео”, “Азбука вкуса”, “Дикси”, “Снежная королева”, “МегаФон”, “Связной” и сеть кинотеатров “Формула кино”, сообщил РБК чиновник в правительстве. В эксперименте активно участвует Сбербанк, который подготовил для своих клиентов – представителей малого бизнеса и ИП – около 1 тыс. устройств (планшетников) с модулем передачи данных. Производители оборудования – компании “Искра” и “Штрих-М”. Предприниматели, согласившиеся принять участие в эксперименте, опасаются, что им может помешать нерешенность вопросов интеграции программного обеспечения. “Как только мы решим эти вопросы, мы присоединимся к эксперименту, – говорит директор по внешним связям группы компаний “Дикси” Екатерина Куманина. – Гарантий, что это удастся уже к 1 августа, у меня нет, но мы делаем все возможное и заинтересованы в участии”. В сети кинотеатров “Формула кино” также рассказали, что готовятся к эксперименту, дорабатывая программное обеспечение.
Со своей стороны представитель “М.Видео” пояснил РБК, что из-за сложностей с интеграцией программного обеспечения на первоначальном этапе в эксперименте примет участие лишь один магазин сети. “Тот факт, что не все участники эксперимента смогут принять в нем участие с 1 августа, не является критичным, – уверен замглавы Федеральной налоговой службы России Даниил Егоров. – Более того, я уверен, что, увидев преимущества, которые он в себе несет, они ускорят интегрирование своего программного обеспечения”. Несколько десятков ретейлеров уже сейчас передают свои данные в параллельном режиме, заверил чиновник. Член совета директоров Qiwi Андрей Романенко не видит серьезных проблем в схеме передачи данных с кассовых аппаратов в ФНС в режиме онлайн. “Конечно, не исключены системные сбои, но именно для этого и проводится эксперимент”, – отметил он. Если само программное обеспечение разрабатывалось за счет бюджета, то вся дальнейшая работа по его поддержанию и модернизации ляжет на плечи самих участников эксперимента, рассказал источник в финансовом блоке правительства.
Всего в эксперименте примет участие около 1 тыс. юрлиц, оборудование будет установлено примерно на 2,5 тыс. аппаратов (без учета Сбербанка). По правилам эксперимента, ФНС должен отправить предпринимателям уведомление о проведении эксперимента, а те, в свою очередь, в 10-дневный срок сообщить о согласии принять в нем участие. Оборудование будет приобретать сам бизнес, а затраты на обработку информации, в том числе установку и содержание дата-центров, лягут на бюджет Федеральной налоговой службы.
Проведение эксперимента поддержал первый вице-премьер Игорь Шувалов, который на прошлой неделе провел финальное совещание перед тем, как распоряжение легло на стол премьеру. “На совещании он подчеркнул, что в проекте соединились сразу несколько важных вещей как для предпринимателей, так и для государства: во-первых, это позволит снизить нагрузку на бизнес. Комплект оборудования обойдется бизнесмену примерно в 12 тыс. руб., а кассовый аппарат стоит около 17 тыс. (без учета затрат на обслуживание). Более того, таким более компактным оборудованием смогут пользоваться интернет-магазины (курьеры). Во-вторых, информация о платежах будет поступать онлайн, и это существенно сократит риски неуплаты налогов”, – сказал представитель секретариата Шувалова.
Эксперимент продлится до 1 февраля 2015 г. ФНС должен оценить его результаты до 10 марта 2015 года. Анализировать итоги будет специально созданная рабочая группа, в которую войдут представители бизнеса, ФНС и экспертного сообщества. После чего соответствующий доклад должен быть представлен в правительство. Предполагается, что если эксперимент будет признан успешным и предприниматели примут его, то через изменения в законодательстве бизнес обяжут передавать данные с кассовых аппаратов онлайн. Однако для этого будет предусмотрен переходный период, о котором говорить сейчас точно преждевременно, говорит представитель первого вице-премьера. (Ритейлер/Пищепром Украины и мира)