Некогда четвертый по величине производитель соков в России, “Нидан”, прекращает существование. Как стало известно, Coca-Cola Company, заплатившая в 2010 г. за компанию $276 млн., с июня останавливает работу двух заводов, где трудятся около 1 тыс. человек. Флагманский бренд “Нидана” “Моя семья” будет передан “Мултону” – другой российской соковой компании, принадлежащей Coca-Cola, судьба других брендов “Нидана” – “Да!” и Caprice – пока не решена.
Coca-Cola приняла решение закрыть свою “дочку” ООО “Нидан соки”, сообщили в российском офисе американской компании. C 1 июня будут остановлены два завода “Нидана” – в подмосковных Котельниках и Новосибирске. Совокупная мощность этих производств – 560 млн л в год, количество сотрудников – около 1 тыс. человек. “Нидан” уже известила власти Новосибирской области о предстоящих сокращениях на местном предприятии, сообщил врио вице-губернатора региона Сергей Семка. “Все ритейлеры региона получили письма о закрытии “Нидана””, – сообщили в торговой сети “Холидей классик”. Эту информацию подтвердила и представитель российского офиса французской сети Auchan Мария Курносова. “Нас проинформировали об этом, но предложение перезаключить договор поставок с какой-то иной компанией от Coca-Cola пока не поступило”, – уточнила она. Coca-Cola приобрела “Нидан соки” в 2010 г. Тогда компания была четвертым по величине производителем соков в России с долей рынка 13%. Сделка обошлась американцам в $276 млн. Удержать долю “Нидана” на рынке соков в последующие годы Coca-Cola не удалось: по данным Российского союза производителей соков (РСПС), в 2011 г. доля “Нидана” была уже 9%, в 2012 г. – 6,9%. Как изменилась доля “Нидана” в прошлом году, в РСПС вчера не смогли сообщить. Столь существенную потерю “Ниданом” доли рынка в последние годы директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко считает “фантастически плохим результатом работы”. “На закрытие “Нидана” можно было бы решиться в случае, если загрузка мощностей заводов компании опустилась ниже 25%”, – отмечает он. В самой Coca-Cola закрытие заводов “Нидана” объясняют сокращением сокового рынка в России: в 2013 г. он упал на 5%. “Поскольку показатели работы “Нидана” оказались хуже рынка, было решено оптимизировать соковый бизнес на базе более эффективного “Мултона””, – заявил представитель Coca-Cola Владимир Кравцов.
Coca-Cola купила “Мултон” (бренды “Добрый”, Rich) в 2005 г. вместе со своим греческим боттлером Coca-Cola Hellenic за $501 млн. “Мултону” принадлежат два завода в подмосковном Щелково и Санкт-Петербурге суммарной мощностью свыше 790 млн. л в год: именно на них будет перенесено производство соков “Моя семья” – ключевого бренда “Нидана”. Лицензионное соглашение, передающее все права на эту марку “Мултону”, было подписано 4 апреля, рассказал господин Кравцов. Будет ли продолжен выпуск других соков “Нидана” – “Да!” и Caprice,- в Coca-Cola сказать затруднились. Пока также неизвестно, как распорядятся американцы с остановленными заводами. По данным Euromonitor, в 2013 г. объем сокового рынка России составил 2,9 млрд. л, или 159,1 млрд. руб. Основными игроками на нем были PepsiCo с долей 35,5% в натуральном выражении, Coca-Cola – 23,5%, “Сады Придонья” – 9,2%. Один из бывших акционеров “Нидана” Игорь Шилов (сейчас – основной владелец сети клиник European Medical Center) предполагает, что Coca-Cola изначально не была заинтересована в развитии “Нидана”. “Я не исключаю, что из всего бизнеса “Нидана” Coca-Cola был нужен только бренд “Моя семья”, – говорит он. – Все остальное, включая производственные мощности, вряд ли они собирались сохранять на долгую перспективу”. (Ритейлер/Пищепром Украины и мира)