Группа Auchan, выстроившая в России крупнейшую по выручке сеть гипермаркетов “Ашан”, запланировала серьезное развитие сети магазинов еще одного формата – супермаркетов “Атак”. Их число к 2016 г. может увеличиться почти вдвое. Средства на расширение сети “Атак” может предоставить Международная финансовая корпорация (IFC), говорится в материалах IFC. Инвестиции IFC может сделать в виде кредита или в форме участия в капитале региональных подразделений Auchan при финансировании выхода на новые рынки в Восточной Европе, Азии или Африке. Вложения в развитие супермаркетов в 2014-2016 гг. со стороны IFC оцениваются в 250 млн. евро, весь проект по развитию сети – в 600 млн. евро.
Первые две стадии проекта – наращивание сети в России и выход во Вьетнам. В России может быть открыто 110 супермаркетов сети, во Вьетнаме – 10, следует из документов IFC. Сейчас сеть “Атак” в России насчитывает 125 магазинов общей торговой площадью 102000 кв. м, говорится в материалах банка. Выходит, за полтора года Auchan рассчитывает увеличить эту сеть практически вдвое. Сейчас половина магазинов находится в собственности, половина – в аренде. Средняя площадь супермаркета составляет 1100 кв. м, размеры магазинов колеблются от 600 до 2500 кв. м.
В России ниша супермаркетов сейчас заполнена крупными торговцами меньше всех остальных в продовольственной рознице, считает гендиректор отраслевого аналитического агентства Infoline Михаил Бурмистров. Из-за нехватки качественных супермаркетов целевая аудитория этого формата магазинов в ряде городов вместо них посещает гипермаркеты, продолжает он. “Поэтому потенциал у супермаркетов очень высок, несмотря на вероятные риски снижения доходов покупателей из-за экономической ситуации”, – считает аналитик. Сейчас “Атак” на втором месте по выручке среди супермаркетов – 45, 2 млрд. руб. за прошлый год, по данным Infoline. Лидер в этом сегменте – входящий в X5 Retail Group “Перекресток” (на конец марта 2014 г. было 384 магазина; выручка – 28, 69 млрд. руб. в I квартале 2014 г.). На третьем месте – 263 супермаркета, работающих под брендом Spar, Infoline оценивает их суммарную выручку за 2013 г. в 39, 7 млрд. руб. На четвертом – “Азбука вкуса” (30, 2 млрд. руб.), на пятом – Billa (26, 2 млрд. руб.), говорит Бурмистров.
За последние два года о планах развития супермаркетов заявили несколько ритейлеров, специализирующихся на гипермаркетах. Петербургская сеть “Лента” в прошлом году открыла первые 10 супермаркетов в Московском регионе и, как следует из ее материалов для инвесторов, планирует открыть еще 15 таких магазинов в 2014 г. Ритейлер считает, что супермаркеты – “естественное расширение модели гипермаркетов” и позволяют охватывать тех покупателей, которые не имеют возможности добираться до гипермаркетов “Ленты”. Кроме того, в Московском регионе мало подходящих для полноценного гипермаркета площадей, перегружены автомагистрали и преобладают проекты торговых центров, объяснял ритейлер в материалах к IPO.
Другой петербурский оператор гипермаркетов – “О’кей” – объявлял в марте, что первые магазины небольшого формата заработают в марте-апреле. Всего “О’кей” хочет открывать 30-50 магазинов в год, говорил гендиректор розничной компании Тони Майер. “Мы выбрали места . Некоторые строятся, некоторые арендуются. Склад, который жизненно необходим для такого типа магазинов, практически закончен и будет оборудован во втором полугодии”, – говорил он на телеконференции. Первые магазины нового формата “О’кей” появятся в Московской области. Гипермаркеты “Ашан” лидируют по выручке в своем формате в России. Исходя из данных “СПАРК-Интерфакса” и Infoline, их выручка в 2013 г. составила 187, 4 млрд. руб. На втором месте – “Лента” с выручкой в 143 млрд. руб., на третьем – “О’кей” с показателем в 125 млрд. руб. (Ритейлер /Пищепром Украины и мира)