Многолетние наблюдения за алкогольным рынком позволили известному эксперту прийти к интересному выводу: анализируя показатели роста или падения продаж различных спиртных напитков, можно сделать точный вывод о состоянии экономики страны и социальном климате. Когда экономика на подъеме – потребители скупают вина и шампанское. Растут продажи водки – значит, на дворе кризис. На пороге 2014 г. “алкобарометр” Дробиза остановился на отметке “усугубление кризиса”.

“Очень показательным был 2008 г., – рассказывает Вадим Дробиз. – Прекрасные итоги первых девяти месяцев года: рост продажи вин на 10%, среди крепкого алкоголя тоже рост, но в легальном секторе и дорогих сегментах. Но тут наступил августовский кризис, и в четвертом квартале все рухнуло и продолжило падать весь 2009 г.”. По мнению эксперта, данные о розничных продажах в 2013 г. говорят об усугублении кризиса, несмотря на оптимизм официальной статистики.

Госчиновники разного уровня действительно рапортуют о том, что россияне стали пить значительно меньше алкоголя. Недавно глава департамента торговли и услуг правительства Москвы Алексей Немерюк сообщил, что москвичи в 2013 г. выпили на 21% меньше водки, чем годом ранее. Вадим Дробиз считает подобные заявления как минимум некорректными.

“По России учтенные государством продажи крепкого алкоголя в легальной рознице действительно снизились на 15 млн. дал, или на 10% объема рынка, – отмечает эксперт. – Однако этот объем был замещен ростом потребления суррогатов – самогона, стеклоочистителей и т. д. – на 17%. Кроме того, выросло присутствие на рынке нелегальной заводской водки, с которой не уплачены налоги и которая также не попадает в поле зрения официальной статистики. Таким образом, потребление крепкого алкоголя в России в 2013 г. не упало, а, наоборот, выросло. Просто значительная часть его ушла в тень”.

С подобной оценкой согласен председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. “Снижение объемов производства крепкого алкоголя имеет абсолютно очевидное объяснение – рост акцизов и, как следствие, рост нелегального производства, – рассказал представитель объединения крупнейших российских производителей водки. – При этом, что характерно, продажи нелегального алкоголя идут не только через лицензированную розницу, где просто не фиксируются, но и через те розничные точки, которые к продаже спиртного вообще де-юре отношения не имеют”.

Представители крупных водочных компаний не скрывают, что уходящий год для них был не из легких, но при этом надеются сгладить негатив в наступившем “высоком алкосезоне”, включающем долгие новогодние праздники. “Вполне очевидно, что повышение акцизов с 1 января 2013 г. привело к существенному снижению объемов продаж и производства легальной водки в России, – признает директор по маркетингу Алкогольной сибирской группы (АСГ) Елена Столбовских. – Водка “Пять озер” лидерские позиции и долю рынка уверенно сохраняет, но общий объем продаж, естественно, снизился вместе с рынком”.

Продажи в предновогодний период позволят существенно скорректировать общее снижение объемов 2013 г., надеется Столбовских. По ее словам, в течение года рынок более или менее стабилизировался, потребители привыкли к новой цене и к Новому году, как всегда, пойдут в магазины за алкоголем к праздничному столу. В АСГ отмечают, что в непростых условиях лучше всего чувствовали себя дорогие марки компании.

Подобная ситуация характерна для алкогольного рынка в период экономического кризиса, отмечает Вадим Дробиз. “Единственные категории, учтенные продажи которых не упадут по итогам года, – это виски, ром, премиальная водка – дорогой алкоголь”, – отмечает эксперт. При этом, по данным Дробиза, рост категории виски по итогам 2013 г. будет достигнут за счет засилья подделок известных марок. “Импорт виски в 2013 г. впервые за долгое время не вырастет”, – прогнозирует он.

Из крупных алкогольных компаний, присутствующих на российском рынке, рост по итогам года ожидают только в Nemiroff. При этом в компании не скрывают, что позитив для производителей горилки был достигнут благодаря эффекту возвращения брэнда, отсутствовавшего на рынке из-за конфликта акционеров, но не забытого потребителями. По словам коммерческого директора компании Татьяны Сырцевой, по итогам года доля компании на рынке должна вырасти до 1,8%.

По мнению председателя совета директоров “Абрау-Дюрсо” Павла Титова, розничные продажи алкогольных напитков зависят порой и от политической ситуации в стране. По его словам, политическая нестабильность зимы 2012 г. в России стала причиной падения продаж шампанского. “Игристое вино, пожалуй, один из тех напитков, продажи которого отличаются не только сезонностью, но и зависимостью от настроений в обществе, примером тому может служить прошлый декабрь, когда из-за известных событий у потребителей не было ощущения праздника, и это привело к корректировке спроса, – отметил Титов. – Декабрь 2013 г. проходит без каких-либо пертурбаций, и мы сразу наблюдаем рост заказов от сетей на 20% относительно прошлого предновогоднего периода”.

Вадим Дробиз считает, что рост заказов продающего недешевые игристые вина “Абрау” не является показателем. “Ощущающие экономический кризис россияне не склонны увеличивать потребление вина, – отмечает эксперт. – По итогам года объем продаж вина упадет на 3-4%, шампанского – в пределах 5%”. При этом Дробиз отмечает, что в Европе и США, переживающих кризис, картина практически аналогична российской: “Во всем мире растет потребление дешевых крепких напитков на фоне падения потребления вин, пива и слабоалкогольных напитков”. (RBC Daily/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)