Больше трети годовых продаж шампанских и игристых вин в нашей стране приходится на декабрь и январь. В это время россияне также переключаются на ром и виски. Зато водки пьют меньше, свидетельствуют данные маркетинговых исследований. С помощью экспертов “РГ” выяснила, какого алкоголя сегодня на прилавках больше: импортного или отечественного, а заодно, много ли суррогатного спиртного попадает в желудки любителей горячительного.
Предновогодняя пора и длинная череда январских праздников заметно подогревают продажи всех алкогольных напитков. Но самый большой рост демонстрирует категория шампанских и игристых вин. Объемы продаж этих напитков, по данным Nielsen, в декабре-январе увеличиваются больше чем на 160% по сравнению со среднегодовыми значениями. Повышенным спросом также пользуются ром, коньяк и виски. В праздники россияне вообще стали тяготеть к более дорогому алкоголю, замечает представитель Nielsen Екатерина Эдельштейн. Продажи водки в новогодний период имеют относительно низкие показатели роста – всего 9%. Что касается соотношения импорта и отечественной продукции на алкогольном рынке, то в этом году больших перемен не произошло, сказал “РГ” директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя “ЦИФРРА” Вадим Дробиз. Российское производство тихих вин, по его словам, упало примерно на пять процентов, импорт вырос, но серьезного замещения не произошло, потому что не растет потребление. Меньше люди стали пить шампанских и игристых вин – по этим напиткам тоже есть спад производства при небольшом росте импорта. Основными винными странами, отправляющими свою продукцию в Россию, по-прежнему остаются Франция, Италия, Испания, Германия. Допродаются остатки молдавского алкоголя, который успел попасть в Россию до 10 сентября – даты введения эмбарго. Очень активно на рынок вошла Грузия: алкоголя из нее завезли гораздо больше, чем пока появилось в рознице, но все впереди.
По крепкому спиртному среди импортеров традиционно доминирует Украина, хотя в 2013 г. поставки, по данным руководителя Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина, снизились на 25%. Небольшие объемы приходят из Финляндии и Швеции, джины, виски импортирует в нашу страну Великобритания. Что касается собственного производства крепких напитков, то оно в России тоже падает. Меньше примерно на четверть стало выпускаться коньяка. По водке снижение за 10 месяцев достигло 19,5%, констатирует Шапкин. Причина – резкое повышение акцизов. Подорожает водка и в 2014 г. Поэтому сейчас производители работают в основном на склад, чтобы обеспечить больше готовой продукции, которую с первого января можно будет продавать по более низким ценам. Павел Шапкин надеется, что пить россияне все-таки стали меньше. Вадим Дробиз полагает, что если тенденция и есть, то едва заметная. По его словам, сокращение производства в алкогольном сегменте лишь частично компенсируется импортной продукцией. В основном же растут объемы суррогатного алкоголя. Его-то и пьют. “Нелегальный алкоголь есть в каждой стране. В Европе и США его доля достигает примерно 15%, – замечает Дробиз. – У нас 65% того, что выпивается, – это суррогат. Такие вот промежуточные итоги антиалкогольной кампании”. (Российская газета/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)