Крупнейший производитель водки в Восточной Сибири – “Байкалфарм” из Бурятии – сменил владельцев. Владельцами контрольного пакета водочной компании из Улан-Удэ стали структуры, близкие кабардинскому клану Хаупшевых, чей основной бизнес связан с производством сельскохозяйственной продукции и алкогольных напитков в северокавказской республике.
Компания “Байкалфарм” была создана в 1991 г. как фармацевтическое предприятие, специализировавшееся на производстве препаратов с использованием рецептов тибетской медицины, однако с середины 1990-х оно переключилось на алкоголь. До последнего времени компания контролировалась влиятельной бурятской семьей Матхановых. С момента основания трое братьев Матхановых – Иринчей, Михаил и Владимир – не только владели бизнесом “Байкалфарма”, но и занимались оперативным управлением в компании, занимая руководящие должности в структуре “Байкалфарма”. При этом двое из братьев – старший Иринчей и младший Владимир – совмещали бизнес с успешной политической карьерой. Начав в качестве депутатов народного хурала Бурятии (причем Иринчей представлял в региональном парламенте “Справедливую Россию”, а Владимир – “Единую Россию”), Матхановы смогли подняться на более высокий уровень. Сейчас 48-летний Иринчей представляет СР в Госдуме (получил мандат в марте 2013 г., заменив в Думе Константина Ильковского, назначенного губернатором Забайкальского края). 41-летний Владимир, поработавший в Госдуме в 2008-2011 гг., сегодня является вице-премьером правительства Бурятии, курируя социальную политику в республике.
В связи с тем что с некоторых пор совмещение работы в госорганах и в бизнесе в России не приветствуется, развитием “Байкалфарма” последние годы занимался средний из братьев Матхановых – 46-летний Михаил. Под его руководством “Байкалфарм” сумел увеличить рыночную долю в ключевых для группы регионах Восточной Сибири. По итогам 2012 г. продукция “Байкалфарма” заняла 66,4% на рынке Бурятии, 14,3% – в Забайкальском крае, 7,7% – в Красноярском крае, 5,8% – в Иркутской области, следует из данных годовой отчетности компании. В состав компании входят четыре производственные площадки – спиртзавод в Иркутской области, два ЛВЗ в Красноярском крае и один в Бурятии. Кроме того, “Байкалфарм” управляет собственной розничной сетью, составлявшей к концу 2012 г. 67 торговых точек. Предполагалось, что к концу нынешнего года их число удвоится. Основу ассортимента бурятской компании исторически составляли водочные марки эконом и среднеценового сегментов, однако Михаил Матханов был нацелен и на выпуск премиальных продуктов. В 2011 г. стало известно о подписании контракта между “Байкалфармом” и телеканалом fashion-TV на выпуск водки F-Vodka Artist Collection. Предполагалось, что этот напиток будет использоваться на модных вечеринках по всему миру, которые организует создатель телеканала Мишель Адам. Комментируя выбор площадки, г-н Адам отметил, что ключевую роль в подборе партнера сыграли личные отношения с г-ном Матхановым. При этом дизайн бутылки и этикетки для совместного продукта разработал известный французский кутюрье Пако Рабанн, также лично знакомый с Михаилом Матхановым.
Теперь производство “самой модной водки” оказалось в руках у бизнесменов из Кабардино-Балкарии. Как следует из данных базы СПАРК, 19 декабря в учредительные документы материнской компании “Байкалфарма” – ООО “Эмис” – были внесены изменения, после которых юридический адрес компании переместился из Улан-Удэ в Нальчик. Владельцем контрольного пакета (60%) в “Эмисе” стало кабардинское ООО “Гелиос”, зарегистрированное в городе Баксан в ноябре 2013 г. Единственным собственником компании “Гелиос” значится житель Баксана Аслан Бажев. Как следует из данных базы СПАРК, г-н Бажев параллельно является гендиректором ООО “Инвестиционная компания ЗЭТ”, принадлежащей Амину Теуважеву – человеку из влиятельного кабардинского клана Хаупшевых, специализирующегося на бизнесе в области сельского хозяйства и производства алкоголя. Во главе семейного бизнеса – Арсен Хаупшев – младший брат бывшего замминистра внутренних дел КБР, бывшего главы налоговой полиции республики Асланбека Хаупшева. Основной производственной площадкой Хаупшевых до приобретения “Байкалфарма” являлся ООО “Эльбрусский пищекомбинат” – один из крупнейших производителей спирта и водки в Кабардино-Балкарии. Стороны не раскрывают стоимость сделки, получить оперативный комментарий в “Байкалфарме” не удалось. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал изданию, что Матхановы, судя по всему, решили переключиться на другие виды бизнеса. По его словам, в нынешнем году владельцы вывели из оборотного капитала алкогольной компании около полумиллиарда рублей, направив эти средства в гостиничные и туристические проекты в республике. По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, стоимость активов “Байкалфарма” могла составить порядка $50 млн. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)