Сын российского бизнес-омбудсмена Павел Титов в первый же год своей работы на посту председателя совета директоров “Абрау-Дюрсо” сумел вывести семейную компанию на первое место по объемам производства шампанского. Об этом свидетельствуют данные Росстата. Эксперты объясняют лидерство компании проблемами у конкурентов, испытывающими давление со стороны производителей фальсификата в низкоценовом сегменте.
Когда три года назад Борис Титов, возглавлявший тогда “Абрау-Дюрсо”, представлял российским журналистам своего сына Павла в качестве нового директора по финансам шампанского дома, он заявил: “Компании удалось заполучить высококвалифицированного специалиста за довольно небольшие деньги”. Многие тогда восприняли это заявление как своего рода комплимент по родственной линии. Однако как только выпускник лондонской бизнес-школы с банковским бэкграундом стал главой компании, он сумел вывести ее в лидеры по производству игристых вин в России. С производителем из пригорода Новороссийска это случилось впервые.
Как следует из данных Росстата, в первом полугодии 2013 г. “Абрау-Дюрсо” увеличила выпуск продукции на 9,8%, до 777,2 тыс. дал. Этот факт вдвойне примечателен на фоне депрессивного рынка. За отчетный период производство главного праздничного напитка в России снизилось на 33,2%, до 4,7 млн. дал. Среди ушедших в глубокий минус – недавние лидеры индустрии из двух столиц: петербургские заводы “Игристые вина” и “Вилаш” снизили объемы производства на 51 и 52% соответственно. Объем выпуска игристых вин на московском комбинате МКШВ просел на 48%. В результате многолетний лидер рынка “Игристые вина” пропустил вперед “Абрау-Дюрсо”. Участники рынка связывают провал вчерашних лидеров с тем, что в последние годы значительная часть их объемов формировалась за счет коммерческого розлива “Советского шампанского” для государственного “Росспиртпрома” и собственных торговых марок для крупных федеральных сетей. “В этом году многие потеряли такие контракты, – рассказал менеджер одного из крупных производителей игристых вин. – Небольшие предприятия из Краснодарского края и с Северного Кавказа предлагают заказчикам такие сказочные условия по цене, что те ушли к ним. Из чего они делают такое шампанское, одному Богу известно”. Действительно, в десятке крупнейших производителей игристых вин, по данным Росстата, неожиданно появились новые имена: компания “Интервайн” из Краснодарского края увеличила выпуск вин в 2,5 раза, нарастили показатели осетинский “Винтрест-7” и дагестанский ДЗИВ. Единственный столичный производитель шампанского, который сумел удержаться в рамках прошлогодних показателей, – принадлежащий Банку Москвы “Корнет”. По словам главы компании Евгения Калабина, сохранить объемы “Корнету” помог переход на работу в менее проблемные среднеценовой и премиальный сегменты, в которых работает и “Абрау-Дюрсо”.
У экспертов и участников рынка есть несколько объяснений стремительного падения объемов производства недорогого шампанского. При этом лестная для рынка версия о том, что вкусы россиян поднялись на новый уровень и они теперь выбирают более качественный и дорогой продукт, не высказывалась ни одним из них. По версии Павла Титова, значительную долю объема у производителей игристых вин отбирают производители недорогих газированных винных напитков, наподобие популярного бренда Bosca. “Они сладкие, очень доступные по цене, и потребители, ориентированные на эконом-сегмент, их очень хорошо берут, – рассказал Титов. – А мы в очередной раз убедились в том, что выбрали правильную стратегию, работая в более дорогих сегментах, где конкуренция со стороны дешевых напитков и винного фальсификата не ощущается”. По словам Титова, продажи вин “Абрау-Дюрсо” в первом полугодии выросли даже больше, чем производство, – на 17% по сравнению с прошлогодним показателем. “Планируем закончить год с ростом на уровне 15-20%”, – пообещал 28-летний бизнесмен. По мнению главы Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, причиной спада на рынке игристых вин стало появление нелегального шампанского. “По моим данным, при падении производства на 30% объем розничных продаж шампанского не уменьшился, – заявил Попович. – Конечно, часть объема российских производителей была замещена импортным игристым, но это около 8-10%. А откуда взялись еще 20%? У меня есть вполне обоснованное впечатление, что на рынке появилось нелегальное шампанское. Акциз на игристые вина стал настолько высок, что появились желающие эти деньги украсть, – такая же история, как и с водкой”.
Комментируя лидерство “Абрау-Дюрсо” в категории, эксперты отдают должное выстроенной дистрибуции и вложениям в маркетинг. “Инвестируя большие деньги в маркетинговые мероприятия, укрепляя бренд, Титовы демонстрируют рынку свою устремленность в будущее, – считает глава отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. – То, что Борис Титов передал компанию своему сыну – это очень в духе французских винных компаний, которые развиваются как семейные предприятия, переходящие из поколения в поколение”. Однако, по мнению менеджера одной из крупных компаний на рынке игристых вин, лидерство “Абрау-Дюрсо” может оказаться временным явлением. “Несколько лет назад у компании был дефицит продукции в пиковый предновогодний сезон, – рассказал он. – Под угрозой оказались несколько крупных контрактов, и теперь “Абрау-Дюрсо” делает запасы в первой половине года, чтобы подстраховать себя в конце”. Павел Титов признает, что подобная проблема действительно имела место в 2011 г. “С тех пор мы несколько изменили производственную модель, но то, что мы выпускаем, не сомневаемся, мы продадим”, – говорит он. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)