“Мы хотим воспользоваться правом, которое предоставляется ст. 28 Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ). Им, кстати, регулярно пользуются все члены Всемирной торговой организации (ВТО). Речь идет в целом о 371 товарной группе, где 227 позиций касаются сельхозтоваров, а 144 – промышленных групп товаров. При этом мы не говорим, что обязательно повысятся какие-то тарифы, речь идет о модификации связанных ставок. А это означает, что в отдельных случаях ставка может пойти как вверх, так и вниз”, – сообщил правительственный уполномоченный по вопросам евроинтеграции, традиционный куратор переговоров Украины с ВТО Валерий Пятницкий.

Это редкий случай в украинской практике работы исполнительной власти, когда высокопоставленный руководитель не может сослаться на проколы предшественников – именно Пятницкий долгие годы вел изнурительные переговоры со странами-членами рабочей группы ВТО. При нем были сформированы все основные условия вступления Украины в этот торговый клуб в 2008 г.

Теперь Валерий Пятницкий, когда страна столкнулась с хронически высоким торговым дефицитом, а правительство приняло политическое решение бороться с засильем импорта повышением пошлин, снова ведет переговоры в рамках ВТО. По итогам 2012 г. отрицательный внешнеторговый баланс (товары и услуги) вырос на 35,6%, превысив отметку в $9 млрд. (более 5% ВВП). В качестве дополнительного аргумента наши чиновники указывают на очень низкий уровень тарифной защиты от импорта по сравнению с основными торговыми партнерами Украины. Проще говоря, наши производители проигрывают внешним игрокам в конкуренции на собственном рынке.

Украина считает, что должна пересмотреть свои обязательства перед ВТО по 371 товарной линии из 11,6 тыс. В число партнеров, которые активно ведут диалог с Киевом по этому вопросу, входят Евросоюз, США, а также Китай, Япония, Южная Корея, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада.

Причем правительственному уполномоченному не впервой улаживать недоразумения с внешнеторговыми партнерами. Он урегулировал отношения, когда правительство Юлии Тимошенко предложило в кризисном 2009 г. ввести 13%-ную надбавку к пошлинам на импортные товары.

В конце 2012 г. Украина снова приступила к консультациям почти с тремя десятками стран-членов ВТО относительно пересмотра импортных тарифов и торговых режимов. Чиновники некоторых западных стран встретили эту инициативу в штыки, на грани явного нарушения дипломатической этики. В заявлении, обнародованном на сайте посольства США в Украине в марте нынешнего года, говорится, что действия нашей страны вызвали “обеспокоенность большинства членов ВТО, поскольку это может привести к беспрецедентному напряжению для международной торговой системы”. А еще 26 ноября 2012 г. участники Совета по торговле товарами ВТО (23 страны) на заседании приняли совместное заявление, призывающее Украину отозвать заявку на пересмотр тарифных ставок.

Параллельно на Западе заговорили о том, что наш смелый демарш может быть связан с началом непубличных переговоров Украины о вступлении в Таможенный союз. Впрочем, эти переговоры сорвались, а инициатива в отношении ВТО остается важным элементом внешнеэкономической политики Киева (Пятницкий, кстати, давний противник более тесной торговой интеграции на восток). Между тем ни о каких требованиях Москвы, недавно вступившей в мировой торговый клуб, не слышно. Равно как и Украина молча согласилась в 2009-2011 гг. не входить в рабочую группу по вступлению Российской Федерации в ВТО.

Валерий Пятницкий, говоря о ст. 28 Генерального соглашения по тарифам и торговле, имеет в виду следующее. Через три года после получения членства в ВТО страны могут в течение еще трех лет изменять условия, принятые при подписании соглашения о членстве в этой организации. Вместе с тем данный пункт соглашения не налагает никаких ограничений ни на количество товарных линий, которые могут быть предметом консультаций или переговоров, ни на действия, которые с этими тарифными линиями могут осуществляться.

По словам Пятницкого, Украина не ведет переговоры о конечных ставках по 371 товару – речь идет о так называемых связанных тарифах, при которых действующая пошлина может оставаться многократно ниже связанной. “Мы тариф не трогаем, мы говорим о сводном уровне. То есть если мы столкнемся с резкими кризисными явлениями или негативными структурными изменениями в каких-то отраслях, то сможем без дополнительных международных соглашений через законы модифицировать свое таможенно-тарифное регулирование”, – пояснил правительственный уполномоченный.

По словам чиновника, средний связанный тариф Украины по ее нынешним обязательствам перед ВТО составляет 5,8%, тогда как во многих странах он выше в два-три раза. По сельскому хозяйству средний связанный тариф у нашей страны составляет 11%, а у ЕС – 13,8%. У Швейцарии он в четыре раза выше по сравнению с украинским, а у Норвегии – и вовсе в 10 раз. Как утверждает Пятницкий, все основные производители мясной и молочной продукции в ВТО имеют пошлины в 5-10 раз выше нынешних украинских.

Механизм переговоров таков. Осенью прошлого года участникам ВТО конфиденциально был представлен общий список из 371 позиции на 85 страницах. Сейчас странам, вступившим в новую рабочую группу по Украине, рассылаются более конкретные параметры по каждой группе (одни государства будут договариваться по одной-двум товарным группам, другие – более чем по сотне). Собственно, никаких раундов переговоров нет. Стороны ограничиваются тем, что высылают по электронной почте файлы по какой-то позиции, а в ответ получают такой же файл. Так и вырисовываются позиции переговорщиков.

Общий список товарных групп, как и закладываемых ставок, чиновники по-прежнему держат в секрете, ссылаясь на практику торговых переговоров. Официально Украина декларирует, что предлагается внести изменения по товарам, по которым объем импорта в 2011 г. составил около $4,6 млрд. (или всего 5% общего объема импорта). По информации “Эксперта”, в среднем предлагаемый размер ставок в 1,2-2 раза выше нынешнего уровня.

Киев предлагает, прежде всего, повысить пошлины на готовую продукцию (на готовую одежду, обувь, секонд-хенд), не затрагивая сырье, полуфабрикаты, материалы, а также большинство видов оборудования для промышленного производства. В списке присутствуют отдельные виды сельскохозяйственной, ветеринарной и бытовой техники (холодильники и стиральные машины), техники для производства некоторых продуктов питания, медицинских приборов, а также мясо (в т. ч. колбасы, сосиски, мясные консервы, курятина), цветы, разные виды овощей и фруктов (те, которые растут в Украине). Из продукции химпрома, в частности, предлагается пересмотреть ставки на карбонаты и фосфорные удобрения.

Наконец, в общем перечне товаров наличествует легковая и грузовая автомобильная техника. По сути, предложения украинской стороны уже известны. Они в одностороннем порядке утверждены Кабинетом министров. Как поясняет Пятницкий, все, что касается последних нововведений по повышению пошлин на импортные легковые авто, – это защитные меры в результате спецрасследования, которое является самостоятельным инструментом в соответствии со ст. 6 ГАТТ, регулирующей антидемпинговые споры. И тут никакие дискуссии с другими правительствами не нужны. А вот общая модификация тарифа подпадает под ст. 28, по которой и идут переговоры.

Некоторый свет на ход переговоров пролил Вашингтон. По мнению Соединенных Штатов, ситуация выглядит, как “возвращение к переговорам о первоначальных условиях вступления страны в организацию”. А количество тарифных линий, о которых идет речь, делает это самым большим представлением по ст. 28 со времени создания Всемирной торговой организации. “Каждый отдельный альпинист, пожалуй, имеет право отвязаться посреди восхождения, но это создаст для него и его коллег-альпинистов повышенный риск сорваться”, – прибегает к красочным эпитетам американский госдеп.

Европейцы нашли более действенные рычаги давления на украинскую сторону. Представительство ЕС в Киеве 14 марта распространило заявление следующего содержания: “Украинские действия в рамках ст. 28 ГАТТ работают против украинских государственных интересов в плане подписания и ратификации Соглашения об ассоциации и глубокой и всесторонней зоны свободной торговли. Это трудно совместить с буквой и духом зоны свободной торговли”. Кроме того, европейцы сочли уместным указать, что вместе с перечнем новых тарифов ждут от нашей страны равноценных уступок. “Мы знаем, какую 371 тарифную позицию Украина хотела бы изменить, но через пять месяцев после объявления об этом решении мы все еще не знаем, какие новые тарифы будут предложены, и не располагаем информацией о компенсационных мерах, которые Украина должна предложить нам по правилам ВТО”, – говорится в сообщении.

Впрочем, как сказал Валерий Пятницкий, подобные заявления в отношении страны и его лично, скорее всего, есть не что иное, как “своеобразная тактика ведения переговоров”. Дескать, вдруг Украина испугается, отзовет заявку или резко сократит список. “Мы и не собираемся всех брать нахрапом, просто предлагаем сесть за стол переговоров и выслушать наше мнение”, – подытоживает Пятницкий.

Анатолий Кинах, глава Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП), от имени которого совместно с Федерацией работодателей Украины более года назад в Кабмине и был запущен процесс подготовки заявки на пересмотр условий членства в ВТО, отметил: когда парламент голосовал за вступление в ВТО, было оговорено, что правительство подготовит комплексную программу мер адаптации основных отраслей к новым условиям. Однако никакие принятые меры не спасли от удара отечественные агропром, пищепром, машиностроение и авиапром. “Доля импорта в потреблении у нас теперь превысила 60%, а по некоторым промышленным группам уже составляет более 90%”, – поясняет он. Кинах полагает, что речь не идет о создании какого-то “железного занавеса”, мы просто следуем примеру почти 40 стран, которые в последнее время подавали похожие заявки в ВТО на пересмотр уровней защиты.

Правительственный уполномоченный по связям со странами СНГ и РФ Валерий Мунтиян – антагонист Пятницкого в вопросах выбора основного внешнеэкономического вектора – подчеркнул: сегодня ни одна отраслевая украинская ассоциация не подтвердила, что какая-либо отрасль от членства в ВТО получила существенную пользу. По его мнению, причина в том, что наша страна получила тарифную защиту в два-три раза ниже, чем в среднем по ВТО. “Этот торговый клуб если и развалится когда-нибудь, то произойдет это не из-за Украины, а из-за политики двойных стандартов, при которых обслуживаются интересы привилегированных транснациональных компаний”, – уверяет Мунтиян. При этом чиновник категорически отвергает предположения о том, что нынешние намерения Украины в отношении ВТО как-либо связаны с переговорным процессом по Таможенному союзу.

Впрочем, в большом отрицательном сальдо внешней торговли нашей страны виновато не только мировое торговое сообщество. В первую очередь это производители, которые не смогли привлечь мощных инвесторов и создать конкурентный национальный продукт. Это, в частности, хорошо видно на примере отечественного автопрома. Кроме того, правительство слабо развивает инфраструктуру для потенциальных совместных предприятий и, более того, нередко само способствует импорту, ярким примером чего служит ситуация с закупкой электропоездов Hyundai Rothem. Ну и, наконец, выступления народных депутатов и многочисленные публикации в СМИ свидетельствуют о том, что в Украине процветает серый импорт. А по некоторым товарам и вовсе работают псевдореэкспортные схемы.

Для адекватного ведения переговоров Украине придется предложить соразмерные компенсационные механизмы, например, снизив тарифы по другим товарам. “Кроме того, рост пошлин – это и рост цен, то есть удар по потребителю, – говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. – Во многих случаях это приводит лишь к увеличению прибыли производителей, а не к повышению конкурентоспособности в мире”. По его мнению, повышение пошлин вообще не имеет никакого экономического смысла без комплексных мер, прежде всего, в сфере инвестиционного климата, при котором бизнес получит мотивацию для стратегического развития. Любопытно, что недавно традиционный спич на заседании Кабмина глава правительства Николай Азаров посвятил вопросам новой индустриализации Украины. “Это деиндустриализация страны: мы потеряли заводы, промышленные мощности вовремя не модернизировались, мы не вкладывали необходимые средства в развитие экономики, не занимались созданием современной инфраструктуры”, – пояснил Азаров. Очевидно, реиндустриализация начинается с переговоров со Всемирной торговой организацией.

Мнения специалистов

Владимир Власюк, генеральный директор государственного предприятия “Укрпромвнешэкспертиза”: «К сожалению, в сфере поддержки отечественного товаропроизводителя, в том числе в реализации проектов импортозамещения, мы оказались серьезно ограничены условиями Всемирной торговой организации. Пора признать: вступали в эту организацию очень быстро (вступали 15 лет. – “Эксперт”) и не учли интересы каждого сектора и проблемы каждой товарной позиции. Несмотря на все декларации, переговорный процесс был достаточно закрытым для нашей промышленности, профсоюзов и всего бизнес-сообщества.

Вместе с тем, если мы собираемся как-то увеличивать внешнеторговую защиту рынка, нужно взять четкие обязательства с наших производителей. Представители легкой промышленности, автопрома, сельхозтехники, агропрома не должны ограничиваться получением повышенной прибыли в результате защитных мер, а обязаны в ответ пустить комплексные программы развития своих производств.

В свою очередь, государство не должно рассчитывать на то, что только пошлинами можно поднять отечественное производство. Серьезной преградой для указанных отраслей, особенно для АПК, бытовой техники и легкой промышленности, является серый импорт и проблема прозрачной таможенной стоимости при импортных операциях. Если китайский или турецкий ширпотреб будут и далее облагать пошлинами в килограммах или контейнерах, эффекта от защитных тарифных мер не будет.

Мы также должны признать, что в нынешних условиях Украина всерьез замещать импорт может путем локализации производств международных корпораций на своей территории. Например, принять модель России. Она уже сумела локализовать у себя сборку авто большинства ведущих мировых автогигантов и теперь начала экспортировать машины, в том числе и в Украину. Партнерство с такими глобальными промышленными компаниями возможно только в том случае, если мы сможем им предложить конкурентные программы развития, готовые инфраструктурно-промышленные площадки и наиболее благоприятный инвестиционный климат с упрощенными процедурами пуска производств.

Так что повышение импортных пошлин – это кнут для глобальных инвесторов. Само по себе оно может лишь законсервировать модернизацию промышленности и повысить цены на внутреннем рынке. Поэтому понадобится еще и пряник: глобальные игроки должны увидеть шаги навстречу и осознать, что заход с инвестициями и локализация производств в Украине им выгодней, чем у ее соседей».

Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации: «Повышение ставок ввозной пошлины на ряд импортных товаров считается попыткой защитить внутренний рынок и отечественных товаропроизводителей, дать им возможность приспособиться к условиям конкуренции мировых рынков. Однако эта мера не принесет серьезных положительных для экономики Украины последствий в долгосрочной перспективе.

Во-первых, никогда еще слепое ограничение конкуренции, искусственные барьеры, протекционизм не способствовали здоровому развитию рынка страны. Оживление деятельности отечественных производителей, помощь им в адаптации и усилении позиций на рынке может произойти лишь путем создания и поддержки равных, прозрачных и стабильных условий работы для всех его игроков. Ущемляя или искусственно препятствуя импорту, этих целей не добиться. Во-вторых, в обмен на повышение ставок импорта можно получить не только снижение покупательной способности вследствие удорожания импортных товаров, но и негативную реакцию мирового и европейского сообщества. Ведь подобные действия идут вразрез с обязательствами Украины не только перед Всемирной торговой организацией, но и со всем контекстом переговоров по договору о зоне свободной торговли с Европейским союзом». (Эксперт-Украина/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)