Премьер-министр Украины Николай Азаров на встрече с членами Совета предпринимателей при Кабинете министров презентовал проект Государственной программы развития экономики на 2013-2014 гг. Двухлетний срок в нынешних условиях, когда даже в США горизонт планирования государственного долга всего несколько месяцев, – целая вечность.
Попытка расширить горизонт планирования на два года в противовес ежегодному бюджетному должна приветствоваться сама по себе. Это, конечно, не семилетний бюджет Евросоюза, но уже нечто, позволяющее составить впечатление о государственных приоритетах. К сожалению, попытка расширения горизонта осуществлялась в условиях таинственности, что указывает на нежелание госаппарата согласовывать планы развития экономики с нею самой. Вот и на обсуждении документа в Совете предпринимателей раздавали не проект документа, а распечатанные презентационные слайды, сам же проект не обнародовался. Этот документ в своей аграрной составляющей мог бы оказаться очень полезным. Аграрные мужи уже не один год бьются, пытаясь понять, какие приоритеты в государственной поддержке сектора следует отстаивать. Нужно ли поддерживать производство продукции в домохозяйствах, которое хоть является низкотехнологичным, но зато выступает в роли социального буфера, обеспечивая и занятость в сельской местности, и самообеспечение почти трети населения продуктами питания? Или, быть может, важнее поддержка фермерства и небольших сельхозпредприятий, не имеющих возможности внедрить наиболее современные технологии, но обеспечивающих рабочие места и продовольствие для локальных рынков? Или стимулировать нужно крупнотоварное производство, гарантирующее более низкую себестоимость и приносящее в валютный карман страны почти $20 млрд.?
Один из ключевых вопросов таких программ – какой отрасли, виду продукции предоставить государственный приоритет. Проект госпрограммы-2013-2014 решает эту проблему своеобразно: поддержки не будет почти никому.
Наиболее красноречивый пример – господдержка развития садоводства и виноградарства. Механизм разрабатывался 13 лет назад, и логика державы была достаточно простой – сектор зависим от импорта, сроки окупаемости проектов не выдерживают критики, поэтому если мы хотим есть не польские, а отечественные яблоки, государство должно подставить плечо. И это работало – сады и виноградники закладывались, строились мощности по хранению, а внешнеторговое сальдо постепенно улучшалось.
Закон о госбюджете на 2013 г. нарушил эту логику: специальный сбор на развитие садоводства и виноградарства должен направляться в общий фонд госбюджета. Программа-2013-2014 развивает эту мысль. Эксперты было подняли дискуссию на тему, будут ли рационально потрачены собираемые при продаже алкоголя в течение двух лет почти 2,7 млрд. грн. или это будет стимулирование приближенных. Но мало кто потрудился взглянуть на предлагаемую структуру финансирования. Лишь 100 млн. грн. из указанной суммы предполагается выделить за счет госбюджета, а 2,6 млрд. грн. – “дополнительная потребность за счет разных источников”.
Еще один вывод, который напрашивается в связи с этим, – выполнение госпрограммы (как минимум многих ее составляющих) правительство не может проконтролировать, поскольку стимулы находятся вне зоны его влияния. Кабмин собирается финансировать из госбюджета финансовый лизинг, удешевление стоимости строительства животноводческих комплексов, укрупнение производства животноводческой продукции домохозяйствами, программу развития мелиорации, да и то лишь в 2013 г. Далее – надежда на таинственные “другие источники”. Документ, без сомнения, должен “порадовать” и органы местного самоуправления. Они, как предполагают авторы госпрограммы, должны не только профинансировать развитие кооперативов (видимо, не государственного уровня это задача), но и частично скинуться на финансирование лизинговых программ поставки сельхозтехники, а также иных программ. Некоторые области это делали и раньше, но тогда не было такого, чтобы государство столь массово перекладывало груз ответственности на местные власти. Государственные гарантии по кредитам вместо прямого бюджетного финансирования, начиная с 2014г., – еще один тренд программы. Причем кто и как сможет получать госгарантии – неизвестно, соответствующего порядка еще нет. Можно предположить, что так в Кабмине пытаются уменьшить формальный дефицит бюджета, ведь получать кредит от Международного валютного фонда необходимо, а переговоры обещают быть продолжительными и непростыми.
Если в сельском хозяйстве на плечи фермеру сядут, кроме сельхозинспекции и фининспекции, еще и налоговики (концепция реформирования налоговой системы подразумевает десятка два принципиальных изменений только для АПК, включая введение налога с оборота), можно будет глушить трактора. В итоге прибыльность сектора, по расчетам УКАБ, снизится на три четверти. Побочным эффектом станет невозможность определить реальные объемы производства в стране – ведь урожайность до центнера никак не посчитаешь. А это чревато и дисбалансом на товарных рынках. Неужели скучно было за последнюю пару лет без ценовых всплесков?
В отечественном аграрном комплексе уже существует программа развития села до 2015 г., утвержденная 19 сентября 2007 г. постановлением Кабинета министров. Правда, она хронически не выполняется и мало пересекается с реальностью. Видимо, нечто подобное ожидает и Государственную программу развития экономики на 2013-2014 гг. О чем говорить, если национальный план действий президента Украины на 2013 г. до сих пор не утвержден. (Эксперт-Украина/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)