Кабинет министров создал Аграрную биржу в конце 2005 г. Это единственная государственная товарная биржа в Украине, и сначала ее основная функция сводилась к организации товарных интервенций Аграрного фонда. Однако в 2011 г. правительство разработало стратегию развития отечественного биржевого рынка товаров, предполагающую поэтапное вовлечение в процесс торгов всех производителей сельскохозяйственной продукции и пуск новых биржевых инструментов. О том, как проходит реформа, рассказал директор Аграрной биржи Александр Марюхнич.
– Весной прошлого вы анонсировали четыре этапа реформирования биржевого рынка. На первом намечалось пустить электронные торги сельхозпродукцией, на втором – ввести форвардные контракты на будущий урожай. Третий и четвертый этапы предполагали пуск фьючерсных контрактов и срочного рынка. На каком этапе вы сейчас?
– Заканчиваем первый этап. Сегодня мы владеем электронной торговой системой (ЭТС), и участники рынка начали торговать в ней с 5 декабря прошлого года.
– Сколько компаний приняли участие в торгах?
– За три торговые сессии заявки подало больше 100 компаний. Однако реально в торгах участвовало чуть больше двадцати. Были компании, которые подали заявку, но не купили товар.
– Почему?
– Например, не подошел базис поставки (условия доставки товара. – “Эксперт”), цена или качество. В ЭТС покупатель и продавец могут предложить свой вариант доставки. К примеру, покупатель хочет оплатить товар с доставкой в порт, а сельхозпроизводитель (продавец) не хочет его везти и предлагает забрать у него с элеватора. Сейчас цены у продавцов гораздо выше, чем готовы платить покупатели. Перед новым годом цена продажи кукурузы установилась на уровне 2000-2010 грн./т, в то время как покупать ее готовы не более чем за 1950 грн.
– Аграрии привыкли договариваться о сделках между собой, минуя любых посредников, в том числе и биржи. Вам удалось изменить такое отношение?
– Наши специалисты ездят по областям, проводят презентации. Мы организовали настоящее роуд-шоу среди аграриев. У нас партнерские отношения с Аграрным союзом, Ассоциацией фермеров и частных землевладельцев. Украинский клуб аграрного бизнеса тоже поддерживает нас в вопросах развития рынка. Наш аргумент – расширение рынка сбыта и количества предложений. Мы говорим агропроизводителям следующее: сейчас вы продавец и у вас есть определенное количество покупателей в вашем регионе, максимум – до восьми. А теперь представьте, что вы нашли площадку, на которой можно торговать со всей Украиной. Конечно, многие относятся скептически, но крупные компании более охотно идут на контакт. Мы проводим бесплатное обучение, бесплатную аккредитацию участников торгов. Желающие участвуют в ознакомительном семинаре, потом двухдневное бесплатное обучение, сдают экзамен, получают сертификат и могут работать. Вдобавок каждый четверг проходят учебные торги. Это нужно для того, чтобы не случалось форс-мажоров, когда начнутся реальные торги – нажал не ту кнопку или не обратил внимания на стоимость. Кстати, стоимость одной операции в ЭТС независимо от тоннажа составляет всего 1 грн.
– А что будет, если все-таки кто-то допустит ошибку во время реальных торгов?
– Для этого есть гарантийный взнос для участия в торгах. Он составляет 10% от заявленной стоимости товара. Если после заключения контракта одна из сторон не выполняет условия контракта, эти 10% получает пострадавший.
– В июле прошлого года заместитель директора Аграрной биржи Константин Балицкий заявил, что площадка за три года намерена увеличить объем торговли в три раза – до $26 млрд. За счет чего?
– За счет ожидаемого увеличения объема урожая к 2015 г. до 80 млн. т. Мы работаем также над расширением рынков, на которых возможна интеграция биржевых технологий. В прошлом году 100% сделок по экспорту сельхозпродукции проходили через биржу. Что касается внутреннего рынка, то, по данным Министерства аграрной политики и продовольствия, в прошлом году 24-26 млн. т агропродукции прошло мимо биржи.
– А какие объемы торгов были в 2012 г.?
– Они превысили 100 млрд. грн., тогда как в 2011 г. составили 72 млрд. грн. Наиболее активно торги шли с июля по октябрь.
– Какие группы товаров пользовались спросом?
– Кукуруза, пшеница, подсолнечное масло, семена подсолнечника.
– В этом году вы планируете расширять ассортимент?
– Для начала хотелось бы пустить рынок по тем товарам, которые наиболее активно торгуются на внебиржевом рынке. Нам интересен рынок необработанной древесины. В 2011 г. он оценивался в 5 млрд. грн., при этом около 27% экспортировалось, а 70% – торговалось на внутреннем рынке. Аграрная биржа предложила Государственному агентству лесных ресурсов предоставлять услуги на этом рынке в 10 раз дешевле, чем частные биржи. По нашим данным, некоторые из них берут 1% от суммы сделки. Мы предложили 0,1%.
– Демпинг?
– Мы не считаем это предложение демпингом. Такие расценки являются экономически справедливыми.
– Вы предложили осуществлять государственные закупки через площадку Аграрной биржи. В правительстве вашу идею поддержали?
– Аграрная биржа готова выполнить то, что предлагала. Есть закон относительно введения процедуры электронного реверсивного аукциона (это открытые торги в форме аукциона по методу снижения цены, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки в Интернете в режиме online с использованием электронной цифровой подписи. – “Эксперт”), но он не может заработать, поскольку нет регламента.
– Какого эффекта вы ожидаете от введения электронных госзакупок?
– В России пуск госзакупок в режиме online позволил сократить расходы на них на 20%. В Украине в прошлом году расходы на госзакупки составили 445 млрд. грн. То есть использование реверсивных аукционов могло бы сэкономить около 80 млрд. грн. и сделать процедуры более прозрачными.
– Сегодня Кабмин разрабатывает новую редакцию Закона “О товарной бирже”. Вы участвуете в этом процессе?
– Разработкой этого законопроекта занимается Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ). Документ согласовывается с профильными ведомствами. Когда МЭРТ отправил проект закона в Минагропрод, мы внесли туда свои поправки. Ожидаем их рассмотрения в марте.
– В чем суть ваших предложений?
– К примеру, в министерстве настаивают на том, чтобы допускать к торгам и лицензировать деятельность только тех брокерских компаний, чей уставный капитал составляет минимум 1 млн. грн. Если мы поставим такой высокий барьер на первом этапе, то к нам, да и к любой другой товарной бирже, никто не придет.
– То есть вы предлагаете вообще без ограничений?
– Да. В нашей стране основная масса производителей не привыкла использовать биржевые торги.
– В Украине сейчас более 550 бирж. Почему другие участники биржевого рынка не проявляют такой же активности, как вы, не закупают ЭТС, не внедряют новые биржевые инструменты?
– Возможно, из-за нехватки денег или потому, что эти компании не заинтересованы в развитии торговых инструментов, а работают для других целей. В Украине много игроков, которые не соответствуют высокому статусу “биржа” в принципе. Есть площадки с уставным капиталом в 150 грн. и тремя учредителями.
– Какие критерии будут предъявляться к биржам?
– Сейчас их разработкой занимается МЭРТ. Ссылаясь на опыт России и Казахстана, могу сказать, что это должен быть определенный уставный капитал, наличие электронной торговой системы, нужное количество сотрудников, техническое оснащение биржи, опыт ее работы.
– Сколько, по вашим прогнозам, игроков может отсеяться?
– Я думаю, что останется не более пяти бирж. Многие украинские эксперты считают, что для аграрного сектора хватит одной, максимум двух.
– Ваша ЭТС куплена за деньги государства?
– Нет, из бюджета мы не взяли ни копейки. Мы приобрели электронную торговую систему через открытый тендер за заработанные биржей деньги. Сколько мы потратили на командировочные, презентации и всю информационную кампанию, сказать сложно.
– Возможно ли развитие украинского биржевого рынка без помощи государства?
– В Украине без вмешательства государства этого не произойдет. Государственная инициатива на начальном этапе организации биржевой торговли – это нормальная практика. Беларусь, например, пошла путем создания государственной биржи и два года заставляла всех производителей торговать через нее. Потом отменили обязательную торговлю – и 70% участников рынка осталось на бирже.
Казахстан и Россия приняли нормативно-правовые акты, которые обязали производителей регистрировать контракты по некоторым товарам на бирже и продавать через нее минимум 15-20% годового объема продукции. По такому же принципу в этих странах продается нефть и уголь.
Развитие биржевого рынка без вмешательства государства произошло только в США. Однако замечу, что там процесс начался в середине ХIХ века.
– Значит, существует вероятность, что МЭРТ тоже принудит украинских производителей торговать через биржу?
– Нет, пока не существует. Я сказал, что этот опыт оказался успешным в других странах. Насколько мне известно, в министерстве считают, что реформа должна осуществляться эволюционным путем, без каких-либо принудительных мер.
– Какими будут ваши следующие шаги в рамках реформы? Когда собираетесь перейти ко второму этапу, форвардам?
– Ко второму этапу мы придем, когда будет необходимая ликвидность на спотовом рынке, когда начнется массовая торговля. Тогда можно будет пускать форвардные контракты на будущий урожай.
– Массовая – это сколько?
– Это когда сделки будут заключаться каждый день. Пока что большинство производителей слово “биржа” понимают как “посредник”, а не как площадку концентрации спроса и предложения.
– Можете подробнее рассказать об условиях форвардных контрактов на будущий урожай?
– Окончательные условия будут зависеть от ликвидности рынка. Когда мы проводили тестовые торги на спотовом рынке, то планировали стандартизировать партии товаров – только 20 т (автомобильная) и 60 т (вагонная). Но стало понятно, что производителя нельзя ломать через колено. Вот самый простой пример – у производителя есть 22 т зерна. Он выставляет 20 т и спрашивает: “А что мне делать с оставшимися двумя?” Мы поняли, что нужно взять уже существующий порядок работы и просто перенести его на биржевую площадку. Без каких-либо ограничений, хотя в той же Беларуси действуют жесткие ограничения по лотам. При этом в России Федеральная антимонопольная служба лишь рекомендует определенные объемы, но все их придерживаются. Наш Антимонопольный комитет таких полномочий не имеет. Что касается других возможных условий, то сейчас мы раздумываем над тем, будут ли эти контракты заключаться на зерно только с элеваторов или с хозяйств тоже.
– И что говорят участники рынка?
– Крупные агрохолдинги хотят покупать только с элеваторов. Малые и средние производители предпочитают продавать с хозяйств. Сейчас мы пытаемся уговорить их прийти к единому компромиссному решению.
– Какому?
– Будущий урожай должен продаваться с элеваторов. Однако, как зерно будет на них попадать – каждый будет решать индивидуально. К примеру, можно воспользоваться услугами “бегунка”. То есть посредника, который занимается транспортировкой зерна с фермы на элеватор, а потом продает его крупному экспортеру.
– Оплата услуг посредника – это дополнительные затраты. Вы думаете, малые производители на них пойдут?
– Они работают с “бегунками” и сейчас. При торговле в ЭТС участник торгов будет учитывать все затраты, в том числе и на таких посредников, если он хочет продавать не с элеватора. Но в таком случае он будет знать справедливую цену.
– В сентябре прошлого года МЭРТ предпринял попытку отобрать у Аграрной биржи полномочия по аккредитации бирж, работающих с аграрной продукцией. Чем в итоге закончились эти споры?
– Раньше Аграрная биржа не занималась аккредитацией. Мы допускали другую биржу к регистрации заключенных внешнеэкономических контрактов. Для этого биржа должна была получить вывод о соответствии критериям Министерства аграрной политики. В ноябре 2012 г. Кабмин отменил обязательную регистрацию внешнеэкономических контрактов на Аграрной бирже, так что потребность в этом отпала.
– Что дала отмена обязательной регистрации внешнеэкономических контрактов?
– Изначально она была нужна для того, чтобы отслеживать намерения экспортеров. Ведь внешнеэкономические контракты, как правило, заключаются за месяц-два до вывоза партии. В 2012 г. Министерство аграрной политики и продовольствия Украины предложило представителям экспортеров в рамках дополнения к Меморандуму о взаимопонимании и согласовании действий на зерновом рынке согласовать максимальные объемы стратегических товаров к экспорту. Первоначально оговаривался лимит по вывозу пшеницы на уровне 4 млн. т. При достижении 80% этого объема после совещания с экспортерами и уточнения баланса, было решено повысить лимит до 5,5 млн. т, а потом – до 6 млн. т. Однако сейчас в прессе есть информация, что некоторые экспортеры превышают оговоренные экспортные объемы. Поэтому, по моему мнению, учет внешнеэкономических контрактов нужен. Указ президента “О неотложных мерах по стимулированию производства и развития рынка зерна” от 2000 г. никто не отменял. В нем четко говорится, что все внешнеэкономические контракты должны заключаться и регистрироваться на товарных биржах. Сейчас таможня дает информацию об объемах экспорта уже постфактум. При этом нет сведений о том, сколько пшеницы находится на элеваторах, сколько грузится на судна, сколько находится в пути в вагонах. Кстати, некоторые экспортеры продолжают оформлять внешнеэкономические контракты у нас до сих пор.
– Зачем это им нужно?
– Возможно, для подтверждения стоимости продукции перед налоговой службой. Согласно Налоговому кодексу, она обязана принимать цену, которая сложилась на бирже, за рыночную. (Эксперт-Украина/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)