Начало 2013 г. ознаменовалось заметным ростом мировых цен на молочные продукты. Весьма показательными стали, в частности, первые аукционы “Global Dairy Trade”, проведенные в новом году ведущим новозеландским производителем молока – кооперативом “Fonterra”. Поскольку Новая Зеландия является крупнейшим мировым экспортером молочных продуктов, результаты аукционов “Global Dairy Trade” считаются одним из важнейших ценообразующих факторов на данном рынке. На двух первых аукционах, проведенных “Fonterra” в январе 2013 г., средневзвешенный уровень цен на “корзину” из 30 основных молочных продуктов вырос соответственно на 2,0% и 1,1%.
Наиболее быстрый рост цен на состоявшихся аукционах был отмечен в сегменте сухого молока: сухое обезжиренное молоко подорожало на 4,4%, а сухое цельное молоко – на 4,3%. Весьма заметно повысились также цены на сыр “Чеддер” и обезвоженный молочный жир.
Мнения экспертов, пытающихся найти причины быстрого роста цен на молочные продукты в начале 2013 г., расходятся. Аналитики “Рабобанка” винят в происходящем длительную засуху, которая в некоторых районах Новой Зеландии продолжается с начала ноября 2012 г. В новозеландском банке “Westpac” в целом разделяют эту точку зрения, однако полагают, что не менее важным фактором, способствующим росту цен на молочные продукты, является начавшееся восстановление экономической активности в странах Азии, особенно в Китае. В этой связи эксперты банка ожидают, что рост цен станет доминирующей тенденцией, по крайней мере, в течение всего I полугодия 2013 г.
В других организациях подорожание молочных продуктов объясняют ожиданием замедления роста их производства в Новой Зеландии. За первые пять месяцев сезона 2012/13 г. (с июня по октябрь 2012 г.) выпуск увеличился на 6,5%, и многие опасаются, что новозеландская молочная индустрия не сможет поддерживать столь внушительные темпы роста на протяжении всего сезона. Аналитики консалтинговой компании “Agrifax” отмечают также ухудшение состояния пастбищ в Новой Зеландии в декабре 2012 г.
С учетом аукционов, проведенных в начале 2013 г., уровень цен на молочные продукты в Новой Зеландии вырос по сравнению с минимальным уровнем, достигнутым в мае 2012 г., на 32%.
Особенностью рынка молочных продуктов последних месяцев, проявившейся в ходе аукционов “Global Dairy Trade”, стали более высокие уровни цен на сухое обезжиренное молоко (СОМ) по сравнению с ценами на сухое цельное молоко (СЦМ). Традиционно СОМ торгуется с определенным дисконтом по отношению к СЦМ, поскольку по сути является остаточным продуктом молочного жира и используется, главным образом, в качестве добавок при изготовлении круассанов и мороженого.
Впервые СОМ оказалось дороже СЦМ в ходе аукционных торгов 6 ноября 2012 г., когда оно было оценено в $3449/т, тогда как СЦМ – в $3352/т, т. е. на 2,8% дешевле. На последующих аукционах необычное соотношение цен становилось все более выраженным, достигнув максимума 2 января 2013 г., когда СОМ оказалось дороже СЦМ на 10,5% (соответственно $3574/т и $3199/т).
Цены на СОМ и СЦМ на аукционах «Global Dairy Trade», $/т
СОМ | СЦМ | |
06.11.12 | 3449 | 3352 |
20.11.12 | 3402 | 3276 |
04.12.12 | 3362 | 3170 |
18.12.12 | 3417 | 3147 |
02.01.13 | 3574 | 3199 |
16.01.13 | 3551 | 3288 |
Источник: http://www.agrimoney.com/news.
Наиболее логичным объяснением наблюдаемого укрепления цен на различные виды сухого молока эксперты считают достаточно быстрый рост цен на сливочное масло в странах ЕС, поскольку важнейшим компонентом масла является молочный жир – основа для получения СОМ. Длительное время цены на сливочное масло оставались достаточно стабильными, а теперь растут на фоне существенного расширения внешнего спроса. Согласно прогнозу “USDA”, в 2013г. экспорт сливочного масла из ЕС может составить 130 тыс. т, а цены на него повысятся примерно на 15%. Еще одной причиной повышательной ценовой динамики является устойчивый рост спроса на СОМ со стороны Китая. В 2012г. китайский импорт СОМ (главным образом, из Новой Зеландии) вырос, по оценкам, в 1,5 раза и, по предварительным данным, в 2013 г. может увеличиться еще на 18% – до 230 тыс. т. Эксперты отмечают также, что рост цен на январских аукционах “Fonterra” сопровождался заметным снижением активности его участников. Объем продаж безводного молочного жира сократился на 11%, а сухого обезжиренного молока – почти на треть. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)