Перед огурцами, капустой, редисом и всевозможной зеленью, выращенными в российских теплицах, открывается большое будущее. Им добавят газа, подправят имидж и придумают незабываемый бренд. И все это для того, чтобы своих овощей на прилавках было больше и покупали их охотнее, не опасаясь нарваться на некачественную продукцию.

Как стало известно, премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал перечень поручений по итогам совещания о новых технологиях выращивания тепличных овощных культур. И теперь “Газпрому” до 20 мая предстоит проработать вопрос об изменении условий поставки газа овощным теплицам, чтобы принудительно их не ограничивать при перерасходе топлива. Привлечением покупателя к отечественным овощам займутся Минсельхоз, Минпромторг и Минэкономразвития. Этим ведомствам поручено не только простимулировать спрос на продукцию российских теплиц, но и заняться внедрением бренда качественной отечественной продукции. О результатах работы правительство должно быть проинформировано уже 16 апреля. Стоит отметить, что ежегодно в России производится около 600 тыс. т тепличных овощей, при этом импортируется более 1 млн. т.

“В магазине покупатель зачастую вообще не видит на овощах торговую марку производителя – наша ли это продукция, импортная, непонятно. Да и надписи на упаковках делаются очень мелким шрифтом”, – сетует гендиректор ассоциации “Теплицы России” Наталья Рогова. Кстати, ее организации вместе с ведомствами поручено разработать комплекс мер по стимулированию спроса на родные овощи, в т.ч. путем поддержки питания отдельных социальных групп и закупок для государственных нужд, а также по внедрению бренда качественной отечественной продукции. И свое первое предложение Рогова озвучила: надо привлекать максимальное внимание потребителя к нашим овощам, они должны занимать не менее половины объема на прилавках и лежать на видном месте. Например, на верхних полках, на уровне глаз покупателя.

По словам эксперта, крупные супермаркеты во многих регионах России реализуют в основном импортную продукцию, обосновывая это тем, что у отечественных овощников нет круглогодичного цикла поставки. И такую позицию продавцов понять, конечно, можно. “Предприятий, готовых круглый год выращивать овощи с использованием светокультуры, в России немного. Они есть в Татарстане, Башкирии, Великом Новгороде, Новосибирске, Ярославле и некоторых других регионах. Но потребности всей страны они, конечно, обеспечить не могут”, – объясняет Рогова. Сегодня Россия может вырастить пока не больше четверти от минимальной медицинской нормы потребления овощной продукции. “То есть мы должны съедать не меньше 15 кг тепличных овощей в год, а наши производители обеспечивают не больше четырех килограммов на человека”, – говорит эксперт. Причины очевидны. Чтобы наши овощи планомерно захватили площадь на полках магазинов, их нужно просто-напросто больше производить. А это удовольствие дорогое, говорят представители отрасли, тарифы на газ и электроэнергию постоянно растут. Так что все теперь ждут, что предложит “Газпром”. “Мы надеемся, что включение отрасли в программу развития сельского хозяйства до 2020 г. и строительство тепличных комбинатов позволит за пять лет обеспечить перевес наших тепличных овощей над зарубежными”, – уверена эксперт. (Русская газета/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)