На протяжении последних пяти лет рынок шоколада демонстрировал небыстрый, но устойчивый рост, которому не смогли помешать глобальная рецессия, падение среднего уровня располагаемых доходов, ценовая волатильность и обострившаяся на товарных рынках конкуренция. В 2011 г. стоимость розничных продаж пересекла отметку в $100 млрд., в 2012 г. тенденция к росту сохранилась.
Несмотря на очевидное доминирование европейских и североамериканских потребителей шоколада, будущее этого рынка эксперты связывают с быстрорастущими экономиками стран БРИК – Бразилией, Россией, Индией и Китаем – на них в 2011 г. пришлось 55% роста глобальных розничных продаж шоколадных изделий. Ожидается, что и на других развивающихся рынках с высокой долей молодого населения и растущим средним классом по мере увеличения доходов будет повышаться интерес населения к шоколаду. В Европе и Северной Америке, где насыщенность рынка с каждым годом становится все более ощутимой, производителям шоколадных изделий для привлечения покупателей приходится использовать все более изощренные уловки – новые ароматизаторы, наполнители, упаковку и т. п.
По данным Всемирной организации по какао, среди отдельных стран-потребителей больше всего шоколада потребляется в США. Покупатели здесь ориентированы, главным образом, на качество и часто необычные ароматы, такие, как бекон или васаби. Поскольку основной движущей силой местного рынка шоколада выступает население латиноамериканского происхождения, вопросы здорового питания, связанные с потреблением шоколадных изделий, в США не стоят так остро, как в Западной Европе, где именно этот фактор является доминирующим при продвижении на рынок новых продуктов. В 2011 г. на европейском рынке 10% таких изделий маркировалось как вегетарианские, 7% – как не содержащие вредных добавок и 7% – как органические. Власти Великобритании призвали производителей присоединиться к кампании по борьбе с лишними килограммами, хотя, согласно опросам, лишь 12% респондентов считают шоколад одной из серьезных причин накопления лишнего веса. В целях предотвращения переедания в продажу были выпущены специальные небольшие порционные шоколадные плитки, а также упаковки, предназначенные для угощения сразу нескольких человек.
Чрезвычайно емким и перспективным для производителей шоколадной продукции является бразильский рынок, где только на Пасху потребляется 100 млн. шоколадных яиц, и это число, как полагают эксперты, будет только расти. В качестве сдерживающего рост потребления шоколада фактора называется высокая доля детей с лишним весом – в Бразилии их 35%.
Одним из наиболее многообещающих рынков шоколада выступает Россия, рынок которой в 2011 г. оценивался в $8 млрд. и, по прогнозу, к 2016 г. должен вырасти на 45%.
Из-за массовой непереносимости лактозы развитие шоколадного рынка Китая начиналось медленно, однако с 2009 г. стоимость продаж возросла более чем на 40%. По данным компании “Lindt”, темпы роста китайского рынка шоколада составляют 30% в год. Большим спросом здесь пользуются продукты премиум-класса, поскольку более чем в половине случаев шоколадные изделия приобретаются для подарка.
На сегодняшний день крупнейшим азиатским рынком шоколада является Япония. Особенность японского рынка – в предпочтениях потребителей, приобретающих в основном продукцию национальных компаний. Исключение составляют лишь изделия “Kit-Kat” и “Nestle” – 200 видов специально разработанной продукции, отличающейся необычным ароматом и особой упаковкой.
Ожидается, что к 2016 г. общая емкость рынков шоколада Ближнего Востока и Северной Африки достигнет $5,8 млрд., более чем на 60% превысив уровень 2011-2012 гг. В настоящее время ведущим африканским рынком выступает ЮАР, при этом эксперты полагают, что и здесь потенциал все еще велик. Таким образом, на региональном уровне крупнейшим рынком шоколада является Западная Европа, на которую приходится 32% мирового потребления этой продукции. На втором месте Северная Америка – 20%, на третьем – Азия (17%), далее следуют Восточная Европа (12%), Ближний Восток и Северная Африка (4%) и Австралия (2%). (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)