Крупнейшие игроки рисового рынка – AF-Group и “Ангстрем” – объединились, создав вертикально интегрированный холдинг. Для них это лучший способ борьбы с качелями ценовой конъюнктуры.
В рамках выставки “Продэкспо” две компании, лидирующие каждая в своем сегменте рисового рынка, публично подписали соглашение о создании совместного холдинга “АФГ Националь”. Цель объединения – создание структуры – национального лидера в выращивании, переработке и дистрибуции риса и других агрокультур. “Построение вертикально интегрированной структуры позволит контролировать все этапы производственной цепочки, снизить зависимость от резких изменений ценовой конъюнктуры на нашем рынке”, – эти слова Игоря Стрельникова, генерального директора компании “Ангстрем”, объясняют главный смысл слияния.
Контрольный пакет объединенной компании будет принадлежать АF-Group, поскольку стоимость привнесенных ею активов выше, чем у партнера, – главным образом за счет большого земельного банка. Директором совместного холдинга станет действующий исполнительный директор АF-Group Юрий Белов, но в совете директоров управление будет осуществляться на паритетных началах – по два директора от каждой компании. Подчеркивается, что в основе сделки – именно слияние полноправных партнеров, а не поглощение одного игрока другим. На пост независимого директора, который в спорных ситуациях между двумя группами акционеров должен выступать в роли третейского судьи, приглашен Максим Протасов, председатель правления ассоциации производителей и поставщиков “Руспродсоюз”.
Стоимость объединенных активов компании составит около 8 млрд. руб.; консолидированная выручка – 5 млрд. руб.; число сотрудников – более 2 тыс. человек. Созданная в 1992 г. компания “Ангстрем” привносит в холдинг три производственно-логистических центра (в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Новосибирске) по выпуску фасованной продукции мощностью 90 тыс. т в год; налаженную дистрибуторскую сеть и несколько известных брэндов – “Националь”, Prosto, “Русский завтрак”, “Агрокультура”, а также целый ряд контрактов по производству продукции под частными торговыми марками – в компании говорят, что занимают 45% этого сегмента рынка. Всего в ассортименте около 200 наименований продукции.
Основанная в 2006 г. AF-Group владеет четырьмя заводами по производству рисовой крупы совокупной мощностью 300 т в сутки, двумя элеваторами на 60 тыс. т риса-сырца, 57,5 тыс. га земель (из них 36 тыс. га задействовано под рисовые чеки). Компания сумела выйти на лидирующие позиции по выращиванию риса, догнав по итогам 2012 г. прежнего лидера, группу “Разгуляй”. В ближайшие три-четыре года компания намерена нарастить объем производства до 250-260 тыс. т риса-сырца в год и занять, таким образом, четверть всего рынка производства рисового зерна. Для этих целей будет наращиваться земельный банк под выращивание риса – до 60 тыс. га, продолжатся работы по повышению урожайности: за последние пять лет компания довела урожайность своих земель с 40-45 ц/га до 60-65 ц/га и не считает это пределом. Есть в планах и введение в оборот новых сортов риса – длиннозерного и среднезерного, которые исторически в России не культивируются. По уверениям Юрия Белова, никаких климатических и иных ограничений для выращивания этих сортов, предпочитаемых определенной категорией потребителей, на российской территории нет, вопрос лишь в изменении технологий. Выращивание этих сортов риса позволит сократить долю импорта рисовой крупы как в портфеле компании, так и на рынке в целом.
Сегодня в объемах продаж объединенной компании “АФГ Националь” пропорция между собственной крупой и импортируемой будет паритетной – 50 на 50, но задача состоит именно в сокращении доли импорта, отмечает Игорь Стрельников. Кроме того, на своих землях “АФГ Националь” начнет выращивать и другие агрокультуры для производства круп – гречку, бобовые и т. п.
Необходимость интеграции обе компании осознали уже несколько лет назад. “Ангстрем” больше года пытался вести переговоры с различными производителями риса (сегодня это основной продукт на рынке круп, занимает около 30%). Искала партнера и AF-Group. Нужда в углублении технологической цепочки возникла от того, что рынок риса очень волатилен, подвержен резким ценовым колебаниям в силу как объективных, так и спекулятивных причин. После вступления в ВТО пошлина на ввоз риса резко упала, защита внутреннего производителя практически сошла на нет, а значит, колебания мировых цен будут воздействовать на внутренний российский рынок еще сильнее, что негативно сказывается на бизнесе и производителей, и переработчиков. В предыдущие два года конъюнктура рынка была весьма неблагоприятной для российских производителей риса, многие из которых, рассказывает Максим Протасов, обанкротились. А в этом году цена на рис на мировом рынке резко пошла вверх – из-за неблагоприятной обстановки в Египте, являющемся одним из ведущих экспортеров риса. Это значит, что закупочные цены для переработчиков выросли, а маржа снизилась. Подобная ситуация складывалась в 2007 г., когда из-за неурожая многие страны-экспортеры ограничили вывоз риса или ввели специальные пошлины. Создание вертикальной интеграции, позволяющей собирать маржу на всех этапах производства и продажи продукта, серьезно повышает устойчивость компании, работающей на рынке сельхозпродуктов. И часто это практически единственная возможность противостоять ценовым колебаниям. (Эксперт/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)