Вступление в силу “антипивных” поправок к федеральному закону “О госрегулировании алкогольного рынка” (ФЗ-171) пока не отразилось на популярности пенного напитка среди россиян. По данным Росстата, в первой половине года потребление пива снизилось всего на 0,3%. При этом показатели одного из лидеров российского рынка – компании Sun InBev – заметно ухудшились. С начала года объем производства компании снизился на 9,5%. Апокалиптические прогнозы пивоваров, предрекавших обвал отрасли накануне 2012 г., пока не оправдываются. Несмотря на введенные ограничения (сортами крепче 5 градусов нельзя торговать в ларьках и ночью) и рост розничных цен из-за повышения акциза на 33%, продажи напитка в первой половине 2012 г. остались на уровне аналогичного периода прошлого года. Как следует из данных Росстата, с января по июнь россияне приобрели 518,1 млн декалитров пива, что всего на 0,3% меньше, чем годом ранее. Из четырех ведущих игроков российского пивного рынка свои глобальные отчетности за первое полугодие представили лишь два – турецкая группа Anadolu Efes, консолидировавшая в России и на Украине активы компании SabMiller, и Sun InBev – российская “дочка” мирового лидера производства пива Anhauser Bush InBev. Отчетности Carlsberg и Heineken ожидаются во второй половине августа.

Как следует из отчета группы Efes (марки “Старый мельник”, Efes Pilsner, Miller), объединение с бизнесом SabMiller обеспечило туркам ожидаемый рост объемов производства в первой половине 2012 г. на 37% до 103 млн. дал. При этом на российские заводы приходится 71% продукции – чуть больше 73 млн. дал. Данный объем соответствует 14% общего объема розничных продаж пива в России, представленного в документах Росстата. Учитывая, что до консолидации бизнеса SabMiller и Efes занимали примерно по 10% рынка, говорить о синергическом эффекте от слияния пока преждевременно. Начало года не задалось и у Sun InBev (марки “Клинское”, Stella Artois, Bud). На фоне глобального роста производства и финансовых показателей мирового лидера приведенная в отчете статистика по России – досадный диссонанс: в первом полугодии российские заводы компании сварили пива на 9,5% меньше, чем в январе-июне 2011 г. Падение объемов по итогам второго квартала оказалось еще значительнее – 10,2% к показателям годом ранее. Основными факторами зафиксированного падения объемов производства в AB InBev считают слабость индустрии в отстаивании своих прав и ужесточение госрегулирования. В то же время, отмечают в компании, на российском рынке решено было сделать ставку на более высокомаржинальную премиум-продукцию. Во втором квартале производство пива Bud увеличилось более чем на 50%, а рост другого премиального брэнда – Stella Artois – с начала года составил 11%.

Эксперты и участники рынка считают, что об истинном положении дел на пивном рынке можно будет говорить только в конце года. “Первая половина не слишком показательна, – заявил менеджер одной из российских пивоваренных компаний. – Мы до мая держали прошлогодние цены, несмотря на рост налоговой нагрузки, и увеличили их лишь с приходом высокого сезона. К тому же основные запреты, которые ощутит на себе потребитель, еще не вступили в силу”. По словам собеседника, наибольший негатив пивовары ощутят с 1 января 2013 г., когда пиво любой крепости уберут из ларьков и запретят его продажу по ночам. “Многие, безусловно, перейдут на водку, – уверен собеседник. – Ею запасаться на ночь и легче, и дешевле”. По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, лидеры пивного рынка продолжат терять свои рыночные доли под напором отечественных средних и мини-пивоварен. “Еще несколько лет назад совокупная доля транснациональных пивоваров на российском рынке превышала 90%, – напомнил Дробиз. – Сегодня мелкие производители уже совокупно занимают примерно 15%, и эта тенденция будет только расти в ближайшей перспективе”. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)