Общие объемы производства молока на украинском рынке из-за постепенного, но систематического снижения количества поголовья – за первый квартал оно уменьшилось еще на 1,3% – сокращаются. Вместе с тем, как это ни удивительно, производство молочных продуктов превысило ожидания, а на некоторых молокоперерабатывающих предприятиях на фоне ослабленного спроса произошло перепроизводство, обусловленное, не в последнюю очередь, состоянием экспорта. Похожая ситуация с перепроизводством молочной продукции этой весной наблюдалась и в странах ЕС, где предложение превысило спрос на 38%.
Вторая общая для Украины и мира (правда, уже для стран экономически малоразвитых) тенденция – увеличение доли пакетированного молока, что связано с охватом рынков развивающихся стран молокоперерабатывающими компаниями, рассматривающими такие рынки как новую возможность развития своего бизнеса.
По информации консалтингового агентства Agriculture, рынок сырого молока в странах ЕС (особенно в Восточной Европе) испытал кризис перепроизводства: за 1-й квартал он вырос почти на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого. В Украине ситуация аналогичная: за первый квартал переработка сырого молока увеличилась на 4%: корпоративный сектор показал прирост 19%, но в частных домохозяйствах объемы уменьшились на 7,6%. Поэтому повод опровергнуть популярное на сегодняшний день утверждение о дефиците молока в стране есть. Ведь, вероятнее всего, мало не молока, а покупателей, которые, к сожалению, то ли с целью сэкономить средства, то ли расходуя их на другие товары (ассортимент которых за последние годы вырос в десятки раз, а размеры кошельков практически не изменились), иногда просто не кладут этот продукт в свои потребительские корзины.
В год один украинец в среднем потребляет 34 л молочной продукции, что, для сравнения, в четыре раза меньше, чем в Финляндии, и в 1,5 раза меньше, чем в России. Если же брать исключительно пакетированное молоко, то это 12 л/год на душу населения, в то время как в России и Польше – свыше 30 л.
Ситуация с излишком сырья, логично, повлияла и на закупочную цену молока – она снизилась на 6-7%. По состоянию на конец апреля 1 л с базовой жирностью молокоперерабатывающие предприятия принимали у частных домохозяйств за 2,18 грн., а у корпоративного сектора, доля которого, кстати, постоянно растет, – за 3,29 грн. Поэтому не исключено появление более жесткой конкуренции между поставщиками молока, а также уменьшение спроса на сырье от домохозяйств, которое, утверждают эксперты, все же уступает по качеству сельскохозяйственным предприятиям.
На снижение закупочных цен на молоко повлияла и ситуация с приостановленным экспортом в Россию, который недавно начал восстанавливаться. Что же касается цены для украинского покупателя, то она, по словам Кестутиса Слиузаса, генерального директора компании “Тетра Пак Украина”, зависит, прежде всего, от законодательного регулирования, а этот фактор – непредсказуем. “Сейчас объективных причин для подорожания нет – затраты на изготовление единицы молочной продукции снижаются, развивается розничная торговля, расходы на дистрибуцию и доставку тоже расти не должны. Разве что подорожает бензин или электроэнергия”, – отмечает К. Слиузас.
Сейчас часть мировых молокоперерабатывающих компаний направляет усилия на внедрение производств пакетированной продукции в развивающихся странах. По некоторым подсчетам, там живет около 2,7 млрд. населения с прибылью $2-8 в день, и это именно та категория покупателей, которая, как рассчитывают, со временем станет одним из наиболее крупных источников покрытия спроса.
Мировой рынок жидких молочных продуктов, по прогнозам специалистов, будет развиваться за счет стран Азии, Африки и Латинской Америки, в то время как Европа станет потреблять их на том же уровне или даже меньше. Объясняются такие расчеты просто: рынки экономически развитых стран двигаются медленно, а развивающихся стран – более ускоренными темпами. По результатам ежегодного отчета “Индекс рынка молочных продуктов”, потребление молока в последних вырастет почти на 8 млрд. л: с 72,5 млрд. л в 2011 г. до 80 млрд. л в 2014 г. В таких странах, как Индия, Пакистан, Китай, Бразилия, Индонезия, Кения, начинают строить молокоперерабатывающие предприятия и распространять сеть точек сбыта пакетированной продукции, популяризируя среди населения ее преимущества, прежде всего, с точки зрения безопасности и пользы.
Наиболее популярным сегментом как в Украине, так и в мире становится ультрапастеризованное молоко, процесс термической обработки которого предусматривает 4-секундное нагревание до 140°С и такое же быстрое охлаждение, что, уверяют специалисты, позволяет сохранить все его питательные свойства. В 2009 г. объемы сбыта такого молока составляли 114,1 млн. т, а в 2012 г. уже можно ожидать цифру в 129,8 млн. т. Вместе с тем поставщики пакетированной молочной продукции в своих оптимистичных прогнозах планируют до 2014 г. сбалансировать соотношение молока пакетированного и “на разлив”.
Отечественный же молочный рынок, учитывая то, что Украина занимает одно из последних мест среди стран Европы по объемам потребления молочной продукции, можно отнести, скорее, к категории развивающихся стран. В 2011 г. украинцы стали потреблять молокопродуктов меньше на 3%, вместе с тем продажи пакетированного молока выросли на 2,4% и составляют 29%, остальное – “на разлив” от частных домохозяйств, которые, как видим, уже не в почете у переработчиков молока, но до сих пор пользуются доверием обычного украинца. (Зеркало недели/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)