В современных условиях потребления и переработки молока гораздо выгодней строить крупные товарно-молочные фермы. Но из-за развитой бюрократии, коррупции и высоких политических рисков мало кто даже из крупных инвесторов осмеливается заходить в этот бизнес с большими суммами. Поэтому создание кооперативов и мини-семейных ферм выглядит удачным компромиссом, который позволяет отрасли держаться на плаву. По данным директора по животноводству HarvEast Holding Федора Крюковского, сейчас в индивидуальных хозяйствах страны сконцентрировано более 2 млн. коров, и лишь 582 тыс. коров находится в сельхозпредприятиях. По итогам 2011 г. в индивидуальных хозяйствах произведено 8840 тыс. т молока, а сельхозпредприятиями – 2253 тыс. т. “Причина такого “перевеса” в сторону индивидуальных хозяйств – убыточность производства молока в течение длительного периода. Предприятия попросту сдавали поголовье на мясокомбинаты или выдавали пайщикам при распаевании имущества, что в итоге и привело к сокращению поголовья коров в сельхозпредприятиях”, – объясняет эксперт.
Тенденция хоть и немного сократилась в начале года, но перевес в пользу молока от индивидуальных хозяйств сохраняется. Как сообщает Госстат, по итогам 1-го квартала сельскохозпредприятия Украины поставили перерабатывающей отрасли 509,7 тыс. т молока. Из них 5,4% составило молоко экстра класса, 33,9% молоко высшего сорта, 56,5% молоко первого сорта, 4% молоко второго сорта. При этом, как уточняет замдиректора по животноводству компании KSG Agro Виктор Ничмилов, из 361,4 тыс. т сырого молока, поставленного молокоперерабатывающим предприятиям домохозяйствами населения, молоко экстра класса отсутствовало полностью. Только 0,7% составило молоко высшего сорта, 18,7% молоко 1 сорта и 75,8% – молоко 2 сорта, а 4,8% молока и вовсе было отнесено к разряду внесортового. “Средняя закупочная цена в 1 квартале по сравнению с 1 кв. 2011 г. для сельскохозяйственных предприятий выросла на 3,3%, а для населения снизилась на 7%”, – отмечает он. Как уточняет аналитик компании “ААА” Мария Колесник, сейчас для населения закупочная цена литра молока 2-го сорта составляет 1,8-1,9 грн. за литр, тогда как у предприятий – 3,50 грн. за литр молока 1-го сорта. “При этом переработчики заинтересованы в качественном молоке, не особо желая платить за некачественное, пусть и недорогое”, – говорит она.
По словам аналитиков и молочников, выгодней развивать крупные предприятия, нежели дотировать и поддерживать частников. “Наиболее оптимальным с экономической точки зрения является производство молока на крупных молочно-товарных фермах с использованием современных технологий в кормлении и содержании КРС, так как при этом снижается себестоимость продукции и повышается ее качество, и, следовательно, крупные производители имеют возможность реализовывать молоко по более высоким ценам”, – объясняет Ф. Крюковский.
Запасной выход
Оптимизировать производство молока частниками способен бизнес-подход к делу. Как объясняет М. Колесник, небольшим, всего около 9% рынка, но потенциально перспективным сегментом молочно отрасли являются кооперативы и мини-семейные фермы. Большого будущего за ними эксперты не видят, считая наиболее экономически выгодным создание крупнотоварных комплексов, но отмечают, что этот сегмент успешно работает как за рубежом, так в Украине. Правда, у нас создание и кооперативов, и мини-семейных ферм сопряжено с рядом бюрократических и налоговых проблем, но такие компании как “Данон”, “Милкиленд”, “Астарта” и “Террафуд” уже несколько лет поддерживают это направление.
“Полностью отказаться от населения они не могут, но для повышения качества молока и увеличения объемов надоев стимулируют создание кооперативов. Правда, их основная помощь – не финансовая, а организационно-юридическая, поскольку создание кооператива сопряжено со сложным бюрократическим процессом и большими налоговыми отчислениями. Кроме того, компании-патроны помогают обеспечить кооперативы современным оборудованием (от доильных аппаратов до охлаждающих танов) и обучают работе с ним. Финансирование и кредитование осуществляется в небольших объемах и в редких случаях”, – рассказывает М. Колесник.
“Три года назад мы начали проект по созданию молочных кооперативов, целью которого было объединить мелких производителей, дать им большую самостоятельность и ответственность за производимое ими молоко и сделать производство молока для них бизнесом. Было создано более 20 кооперативов , которые сейчас объединяют более 2 тыс. Индивидуальных производителей и поставляют нам молоко от частного сектора. Кроме того мы оказывали им организационную поддержку, устанавливали сборные пункты, лабораторное и холодильное оборудование, проводили тренинги. И могу с уверенностью сказать, что качество молока от индивидуальных производителей существенно улучшилось”, – делится опытом директор по закупам молока “Данон Украина” Александра Прищепа. Сейчас, по его словам, компания получает от таких частных хозяйств 7% молока в целом по компании (по трем заводам) и порядка 30% на заводе в Херсоне.
В дальнейшем лучшим решением для частного сегмента А.Прищепа видит трансформацию частных производителей в семейные мини-фермы. “И мы будем направлять наши инициативы именно в этот вектор, хотя я считаю, что это путь развития рынка в целом. Рынок индивидуальных производителей молока через некоторое время будет представлен в основном небольшими семейными фермами разного размера – от 5 до 15 голов”, – прогнозирует эксперт.
М. Колесник подтверждает, что мини-семейные фермы обычно стараются увеличить объемы надоев и качество молока, потому что это их основной заработок. “Когда к этому начинают относиться как бизнесу, производительность сразу вырастает”, – делится она наблюдениями. По ее данным, кооперативы больше распространены на востоке и юге, мини-семейные фермы – в западном регионе, что обусловлено как менталитетом населения, так и природными условиями.
Впрочем, вряд ли кооперативы и мини-семейные фермы смогут существенно увеличить долю своего присутствия на рынке. Более того, по мнению экспертов, доля крупных производителей молока будет расти, ведь как бы там ни было, им проще найти инвестиции и обойти бюрократические преграды. По наблюдениям участников рынка, несмотря на номинальную финансовую поддержку государством молочников (дотации, частичная компенсация кредитов или затрат на строительство), воспользоваться ею спешат далеко не все. “Система так сложна, что многие просто отказываются от помощи, ведь не успев получить ее, они оказываются вынуждены общаться с налоговыми органами и доказывать, что госпомощь пошла на правильные цели”, – говорит М. Колесник. К тому же, по словам директора компании “Проагро” Николая Верницкого, часть компаний в прошлом году дотации не получали совсем, тогда как другие получали их в полном объеме. “Это говорит о том, что схема коррупционна”, – уверен аналитик. (Ugmk.info/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)