В мае агентство Discovery Research Group завершило исследование российского рынка растительного масла, сообщает портал Oilworld. В отчете, в частности, говорится, что объем рынка растительного масла в 2010 г. составил 2606 тыс. т в натуральном и 84,76 млрд. руб. в денежном выражении, по сравнению с соответствующими показателями за 2009 г. – 1296,4 тыс. т и 81,8 млрд. руб. В 2011 г. объем рынка составил 2726 тыс. т масла в натуральном выражении и 1 млрд. руб. в стоимостном. Таким образом, темп роста объема рынка за данный период составил 5% в натуральном выражении, что свидетельствует о завершении кризисного периода и стабилизации рынка. Тем не менее, в 2012 г. при наличии прежней положительной динамики, темпы роста объема рынка будет постепенно снижаться, что связано с процессом стабилизации ситуации на рынке. В России рынок растительного масла представлен 4 основными сегментами: подсолнечное масло; соевое; арахисовое, оливковое, сафлоровое, хлопковое, рапсовое, сурепное, горчичное нерафинированные и прочие растительные нерафинированные масла, кроме масел кукурузного и растительных тропической группы; и пальмовое, кокосовое, пальмоядровое, бабассу и льняное масло. Лидирующим сегментом по данным на 2011 г. является категория подсолнечных масел, доля которого составляет 83% от общего объема российского производства растительного масла. Общероссийский уровень потребительских цен на подсолнечное масло в 2011 г. составил 77,5 руб./кг; уровень потребительских цен на оливковое масло составил 514,3 руб./кг. Среди крупных производителей на рынке растительного масла на 2011 г. можно выделить пятерку ключевых игроков. Лидером на рынке является компания “Юг Руси”, несколько меньший объем реализуется компаниями “Солнечные продукты”, “Эфко”, “Астон”, “Русские масла”. Рынок растительного масла характеризуется достаточно высоким уровнем конкуренции. Тем не менее, в настоящее время отмечается снижение концентрации рынка растительного масла за счет активного развития региональных игроков, а также роста доли частных марок.
Среди крупнейших игроков на рынке можно выделить пятерку лидеров, к которой относятся такие компании как “Юг Руси”, Bungle, “Эфко”, “Астон” и “Солнечные продукты”. При этом, активно конкурирующими брэндами являются: “Российские семена”, “Золотая Семечка”, “Слобода”, “Милора”, “Аведовъ”, “Олейна” и др. Главным конкурентным преимуществом на этом рынке стала более низкая цена. В ответ на эту тенденцию производители начали выводить на рынок брэнды в более низком ценовом сегменте. Спецификой розничной торговли является рост спроса на частные марки, которые производятся по заказу какой-либо торговой сети, а затем продаются под ее брэндом. Главным конкурентным преимуществом частных марок по сравнению с брэндированной продукцией является более низкая цена. Сегмент потребительской упаковки растительного масла можно назвать однородным. Практически все объемы реализуемого через розницу подсолнечного масла (исключая премиальную категорию) упаковано в ПЭТ-бутылки различного объема – от 0, 25 мл до 5 л. Доля масел в ПЭТ-уаковках находится на уровне 95 – 97%. Объем импорта растительного масла в 2011 г. составил $1188 млн. в денежном и 841,7 тыс. т в натуральном выражении. По сравнению с показателями за 2010 г., которые составили $1078 млн. и 963,3 тыс. т, объем импорта вырос на 10% в стоимостном выражении, но сократился в натуральном выражении на 13%. Больше всего в Россию ввозили пальмового и кокосового масла, и объем импорта этого товара растет год от года. Объем экспорта растительного масла в 2011 г. составил $1349,1 млн. в денежном и 1127,2 тыс. т в натуральном выражении. По сравнению с 2010 г. – 803,9 млн. и 892,1 тыс. т, объем экспорта вырос на 68% в стоимостном выражении. На экспорт идет незначительная доля произведенной в России продукции растительных масел. Однако в 2011 г. поставки подсолнечного масла выросли относительно прошлого года на 77% в стоимостном выражении и на 37% в натуральном. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)