Российский алкогольный рынок ждут кардинальные перемены. С 1 июля с него могут исчезнуть многочисленные сладкие и полусладкие вина, которые должны будут перейти в разряд винных напитков. С этой же даты с прилавков могут исчезнуть сбитень, медовуха и сидр, производители которых должны будут получать специальную лицензию. Однако противники строгих европейских стандартов предлагают ослабить требования к составу и происхождению напитков и называть эту категорию продукта “столовое вино”. В этом случае покупатель почти не сможет отличить натуральное виноградное вино от растворов из порошка, сахара, спирта и вкусовых добавок.
Объединение предпринимателей, занятых в сфере производства и импорта натуральных напитков брожения, предупредило, что медовуха, сбитень и сидр после 1 июля могут полностью исчезнуть с отечественного рынка. Это может произойти, если вступят в силу положения закона о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции (ФЗ-171), обязывающие производителей натуральных напитков брожения получить лицензию. После 1 июля производство без лицензии не допускается. Как пояснил Интерфаксу гендиректор компании “Яблочный спас” Всеволод Дацевич, “ситуация такова, что лицензирование нам не потянуть, и многие работники нашей компании уже ищут новую работу, поскольку мы будем вынуждены прекратить производство”. Затраты на получение лицензии он оценил в 12 млн. руб. “Это адекватно той сумме, которую мы вложили за последние восемь лет в развитие садоводства и создание собственной сырьевой базы”, – уточнил он. Волнуются и отечественные производители вина. Согласно изменениям в алкогольном законодательстве, принятым летом прошлого года, полусладкие вина с 1 июля должны перейти в разряд винных напитков, из-за чего акциз на эту продукцию повысится в несколько раз. Виноделы неоднократно заявляли, что все это может привести к тому, что производство таких напитков станет невыгодным и они будут вынуждены уйти с рынка.
Чтобы этого избежать, депутаты во главе с заместителем председателя думского комитета по экономполитике Виктором Звагельским решили доработать классификацию продуктов винодельческой отрасли и выделить в ней столовые вина в своем законопроекте, внесенном в Госдуму 24 февраля. К столовому предложили относить вино с содержанием этилового спирта от 8,5 до 15%, произведенное в результате полного или неполного брожения винограда или виноградного сусла с добавлением или без виноградного концентрированного, ректификованного или сульфитированного сусла. Концентрация сахаров не должна превышать 50 г на литр готовой продукции. При этом поясняется, что в России в целом и на Кубани в частности более 80% произведенного вина приходится на сегмент полусладких, полусухих и сладких столовых вин. Только в Краснодарском крае производством столовых сладких, полусладких, полусухих и сухих вин с использованием этой технологии занимается 30 предприятий с общей численностью работающих 7,5 тыс. человек. Из 20,7 млн. декалитров (дал) общего объема производства виноградных вин доля столовых сухих вин составляет 13% (2,7 млн. дал), доля столовых полусладких вин – 77% (15,9 млн. дал), доля столовых полусухих вин – 1,2% (0,25 млн. дал), а доля столовых сладких вин – 2,9% (0,6 млн. дал). По словам Звагельского, “подобная технология разрешена во всем винодельческом мире, и с введением данной нормы мы гармонизируем наше законодательство с международным, создав благоприятные условия для развития отрасли в нашей стране”. Депутат, в частности, надеется на увеличение площади посадок винограда и рост производства отечественных напитков.
Между тем на российском рынке подавляющая часть вина уже сегодня не соответствует европейским нормам. И даже среди дорогого импортного вина около трети является настоящим фальсификатом, изготовленным с применением химических красителей и ароматизаторов. В течение последних 10 лет удельный вес фальсифицированной винной продукции не уменьшается и, по экспертным оценкам, он составляет около 30% рынка. “В категорию “столовое вино”, предложенную депутатами, попадают как качественные натуральные вина, так и откровенный фальсификат с различными добавками, – предупреждает управляющий партнер компании Stas marketing partners Андрей Стась. – Если столовым вином будет называться любое пойло, то сама идея окажется полностью дискредитированной. В Европе столовым называется ординарное натуральное вино. Что будет у нас – пока непонятно…”. С другой стороны, наши полусладкие, сладкие и тому подобные вина нужно ввести в справедливые рамки закона, тогда как одним махом повышать акцизы – неправильно, считает эксперт. Если условия для производства и продажи суррогатных вин ухудшатся, то можно ждать и катастрофических последствий, считают некоторые эксперты.
“В России снова, как во времена горбачевской антиалкогольной кампании, начнут вырубать виноградники, потребление вина в стране снизится примерно на 40%, а структура этого потребления ухудшится – в пользу крепкого алкоголя и суррогатов. Кроме того, пострадает экономика южных регионов”, – предполагает глава Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз. “О росте или сокращении площади виноградников пока говорить еще очень рано, – возражает аналитик агентства “Инвесткафе” Антон Сафонов. “К 2014г. акцизы на алкоголь с объемной долей этилового спирта менее 9% увеличатся более чем в 1,7 раза, что, естественно, отразится и на розничных ценах. Таким образом, до стабилизации акцизов ожидать увеличения производства вина в России не стоит”, – считает Сафонов. В законопроекте о столовом вине заинтересованы сами производители этой продукции. Польза для потребителей, мягко говоря, – неочевидна. А для импортеров натурального вина – проект невыгоден, считают эксперты. (Независимая газета/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)