Франция. По данным французского Союза предприятий-переработчиков мяса (“SNIV”), потребление свежего и охлажденного мяса во Франции в 2011 г. сократилось на 2,5%. “SNIV” объясняет это общей тенденцией к сокращению потребления мяса в промышленно развитых странах, наблюдаемой в последние 30 лет, ростом цен на него, составившим в прошлом году 3,1%, а также увеличением потребления переработанного мяса (например, фарша и мясных консервов). В 2011 г. наиболее резко во Франции сократилось потребление баранины и ягнятины – на 6,2%. Именно в этом секторе был отмечен самый быстрый рост розничных цен: он составил 5,3%. Доля баранины в общем потреблении мяса сократилась в стране в прошлом году на 3,5%. По данным “SNIV”, из-за роста цен около 500 тыс. французских семей вообще перестали покупать баранину и ягнятину.
Вторым после баранины сегментом мясного рынка, где потребление снизилось наиболее заметно (на 3,9%), оказалась телятина. Особенно резко сократили потребление телятины молодые французы в возрасте до 35 лет. В то же время среди пенсионеров старше 65 лет потребление этого мяса даже несколько возросло – на 1,9%. Рост цен на телятину во Франции был несколько меньшим, чем на другие виды мяса – он составил лишь 1,9%. Так же, как и по другим видам мяса, спрос населения на переработанную телятину был значительно выше, чем в предыдущем году, – потребление телячьего фарша, например, увеличилось на 18,6%.
Потребление свинины во Франции в 2011 г. сократилось на 3,3%, что стало реакцией потребителей на аналогичный рост розничных цен. В то же время потребление свиных сосисок выросло на 2%.
Наименее пострадавшим сегментом мясного рынка Франции оказалась говядина, потребление которой снизилось всего на 2,2%, несмотря на рост цен на нее на 3,2%. Значительно более активным в 2011 г. оказался спрос французов на мясо домашней птицы, потребление которого (включая продукты переработки и консервы) выросло на 0,8%, в том числе курятины – на 1%, утятины – на 3%. В то же время потребление мяса индейки сократилось на 1%. Французов не отпугнул даже заметный рост розничных цен на мясо птицы, составивший 5,4%. По информации Министерства сельского хозяйства Франции, убой птицы вырос в прошлом году на 2%, в том числе цыплят и кур – на 4%, уток – на 3%. Убой индеек сократился на 2%.
По данным внешнеторговой статистики, в первые 9 месяцев 2011 г. во Франции значительно активизировалась внешняя торговля мясом домашней птицы. По сравнению с тем же периодом 2010 г. экспорт вырос на 11%, а импорт – на 9%. Особенно заметно (на 16%) в указанный период расширилась внешняя торговля курятиной. Крупнейшим покупателем французского мяса домашней птицы в январе-сентябре 2011 г. была Саудовская Аравия, доля которой в импорте составила 36%.
По информации “SNIV”, основную долю роста потребления мяса домашней птицы во Франции составила переработанная и консервированная продукция.
Германия. По данным германской Ассоциации мяса (“VDF”), производство всех видов мяса в Германии в 2011г. выросло на 1,5% и достигло 8,2 млн. т. Рост совокупного показателя был обусловлен увеличением производства свинины и мяса домашней птицы, тогда как производство говядины сократилось.
Производство свинины выросло на 2% – до 5,6 млн. т, благодаря расширению на 1,5% поголовья свиней и увеличению на 2,8% их убоя. Позитивная динамика наблюдалась в 2011 г. и в производстве мяса домашней птицы, которое увеличилось на 3,1% и достигло 1,4 млн. т. По информации “VDF”, рост в этом секторе германского животноводства почти полностью был обеспечен расширением производства бройлерного мяса на 6,3% – до 853,6 тыс. т.
Сокращение производства говядины на 2,7% (до 1,2 млн. т) было связано с сокращением убоя крупного рогатого скота на 2%. Основное место в структуре производства мяса в Германии занимает свинина, доля которой в 2011 г. составила 68,1%. Далее следуют мясо домашней птицы (17,4%) и говядина (14,2%). (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)