Китай обошел США еще по одному экономическому показателю. В 2011 г. жители КНР купили и соответственно съели продуктов на $971 млрд. и обошли американцев, которые купили еды всего лишь на $915 млрд. Через четыре года разрыв еще больше увеличится. Специалисты прогнозируют рост китайского рынка продуктов до $1,469 трлн., в то время как рынок в Америке составит “лишь” $1,08 трлн. Экономисты уже давно не спорят, превзойдет ли китайская экономика американскую. Сейчас они ломают копья по вопросу, когда это произойдет. Точной даты, конечно, никто назвать не может, но все сходятся во мнении, что Китай станет первой державой планеты до 2050 г. Однако, когда Поднебесная сможет конкурировать с США по уровню внутреннего спроса, став, таким образом, двигателем мировой экономики, и произойдет ли это вообще, единого мнения нет. А новый “мировой потребитель” нужен: очевидно, что американцы с этой ролью больше не справляются. Неудивительно, что новая статистика по потреблению еды была встречена экономистами с восторгом.

Лидерство по размерам рынка продуктов Китаю отдали аналитики из IGD, консалтинговой компании, специализирующейся на исследованиях рынка продовольственных товаров и продуктов питания. Первое место Пекина имеет простое объяснение. Численность населения Китая в четыре с лишним раза превышает численность населения США. И хотя душевой доход американцев по-прежнему намного превышает китайский, численность среднего класса в Китае, по некоторым оценкам, уже перевалила за 400 млн. человек, то есть она превышает все население Америки. Кроме увеличения благосостояния жителей КНР росту рынка продуктов питания способствует и политика правительства. Оно решило перейти к модели развития, при которой рост экономики в значительной мере обеспечивается ростом внутреннего потребления, то есть дальнейшим повышением покупательной способности населения. “Стремительный рост рынка продуктов Китая производит феноменальное впечатление, – сообщила в интервью газете Guardian Джоанна Денни-Финч, исполнительный директор IGD. – Несмотря на многочисленные логистические и бюрократические преграды, стремительно растущий рынок продуктов питания в КНР представляет огромный интерес для главных продуктовых ритейлеров, которые десятками и сотнями открывают там свои магазины”. В IGD отмечают, что основными потребителями продуктов питания являются жители больших городов. И это делает перспективы рынка питания КНР поистине безграничными. Достаточно сказать, что к 2025 г., по прогнозам демографов, в Поднебесной будет свыше 200 городов-миллионников. “Правда, в этой бочке меда присутствует и очень большая ложка дегтя, способная испортить все эти радужные расчеты”, – заметил научный сотрудник Шанхайского университета Ян Баолинь. Китайцы могли бы порадоваться, что обошли главных конкурентов еще по одному важному экономическому показателю, если бы это лидерство не приводило к росту цен на продукты питания, за которым рост доходов просто не успевает. Ян Баолинь напоминает, что растут цены на энергоносители и сырье. Все это может всерьез снизить потребительский бум в Китае. Стремительный рост рынка продуктов имеет и другие минусы. Медики, к примеру, предупреждают об опасности такого же стремительного роста армии людей с повышенным весом. Особенно эта проблема актуальна среди молодежи в больших городах. Специалисты из IGD прогнозируют быстрый рост рынков продуктов питания и в остальных странах БРИК. Так, в 2015 г. компанию Китаю и Соединенным Штатам в первой пятерке потребителей еды составят Бразилия, Россия и Индия. Российский рынок продуктов питания в 2011 г. спецы из IGD оценили в $317 млрд. (6-е место). В 2015 г. рынок вырастет, считают авторы исследования, до $467 млрд. Россия будет занимать четвертое место и кроме КНР и США пропустит вперед только Индию. Так что цены на продукты питания будут продолжать расти и в нашей стране. (Новые известия/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)