В Российской Федерации за прошедший год резко увеличились продажи энергетических напитков. По данным исследовательской компании Nielsen рост данного показателя составил 33,9%. О том, что энергетики завоевывают все большую популярность среди россиян, свидетельствовало исследование Romir, проведенное в сентябре 2011 г. Во всероссийском опросе тогда приняли участие 1500 жителей городов России с населением выше 100 тыс. человек в возрасте от 18 до 60 лет и старше. Выяснилось, что регулярно употребляют энергетики почти четверть горожан – 24%, причем, мужчин среди них больше, чем женщин. Для 7% такие напитки является повседневным продуктом, который приобретается 3-4 раза в неделю или каждый день. Еще около четверти (24%) – покупают “заряжающие” напитки чаще, чем раз в месяц. По данным исследования, в 2011 г доля домохозяйств, приобретающих энергетики, на 18,2% превысила аналогичный показатель 2010 г. Кроме того, потребители стали чаще покупать энергетики в новых торговых форматах (гипер, супер- и mini маркеты), чем в обычных магазинах и палатках – доля таких покупок в 2011 г. выросла на 20,4%. Среди наиболее узнаваемых марок респонденты назвали (в порядке убывания) Red Bull, Burn, Adrenalin, Bullit и Powerade. При этом большинство опрошенных, по их словам, используют энергетики не для того, чтобы больше успевать, а “чтобы проснуться”, “освежиться”, “доставить себе удовольствие” и “потому что нравится вкус напитка”.
Тем временем, на государственном уровне решается вопрос о том, чтобы ввести запрет на продажу безалкогольных энергетических напитков несовершеннолетним, а также изъять данный напиток из розничной продажи на территории детских, образовательных, медицинских заведений, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, на всех видах общественного транспорта и в организациях культуры. Госдума также предложила ввести акцизы для энергетических напитков. 21 июня прошлого года в Госдуму был внесен законопроект “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков”, автором которого является депутат Виктор Звагельский. По его словам, резкий рост употребления молодежью энергетических напитков в последнее время вызывает серьезные опасения. “Ассортимент таких напитков постоянно расширятся, большинство “энергетиков” создаются со вкусовыми характеристиками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам и выпускаются в красочной привлекательной потребительской упаковке, содержащей молодежную символику, чем увеличивают свою аудиторию потребителей. Наряду с этим сведения о наличии тонизирующих веществ в энергетических напитках производители намеренно размещают на упаковке плохо читаемым мелким шрифтом, не привлекающим внимания. Это создает ложный имидж данной продукции, как близкой к обычным прохладительным напиткам и абсолютно безвредной”, – отметил он. В прошлом году на рынке были запущены ряд новинок, а также проходила широкая рекламная поддержка уже существующих брэндов. В частности, в декабре 2011 г. стартовала рекламная кампания в поддержку нового брэнда -TORNADO Energy, созданная брэндинговым агентством CORE Advertising. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)