Рынок соков продолжает падение на фоне растущих цен. В этом году аналитики и участники рынка прогнозируют усиление борьбы за рынок на фоне сокращения производства и роста цен на соки. Потребитель уже не первый год игнорирует рынок соков и соковой продукции. Еще в кризис украинцы вычеркнули эти напитки из своего рациона и не спешат пить соки в прежнем количестве и сегодня. Украинский рынок соков на протяжении 2011 г. продемонстрировал отрицательную динамику развития, что подтверждают официальные данные Госкомстата. По данным ведомства, за 12 месяцев 2011 г. производство натуральных соков (включая апельсиновый) составило 277 тыс. т, что на 5,6% ниже показателя января-декабря 2010 г., а купажированных соков – 315 тыс. т, что соответственно на 12,1% ниже прошлогодних данных. По данным же некоторых участников рынка, падение составило до 20%. По расчетам аналитиков компании Pro-consulting, всего за 2011 г. промышленными предприятиями было изготовлено в натуральном выражении 641 тыс. л сока, сокращение составило 6%. “Объемы производства соков сократились в 2011 г. по сравнению с 2007 г. практически вдвое. Можно сказать, что операторы производят несколько больше продукции, чем могут реализовать. Сокращение производства натуральных соков произошло за счет апельсинового сока, выпуск которого упал до 37 тыс. т в январе-ноябре 2011 г. против 45 тыс. т в такой же период 2010 г.”, – говорит директор аналитического департамента компании Pro-consulting Александр Соколов.

По данным Pro-consulting, в январе-сентябре прошлого года Украина экспортировала 40,2 тыс. т соков, что на 40% меньше, нежели в январе-сентябре 2010 г. А импорт за январь-ноябрь 2011 г. составил 34,71 тыс. т соковой продукции.

Как отмечает ведущий финансовый аналитик агентства “Кредит-Рейтинг” Ирина Пузенко, потребление соков в Украине в 2011 г. составило всего лишь 11 л на душу населения, тогда как в 2008 г. этот показатель был на уровне 14 л. При этом на китайском рынке потребление сока составляет 1 л на душу населения, в Западной Европе – 40-50 л. На снижение потребительского спроса в ушедшем году продолжали оказывать влияние экономический кризис и рост расходов населения, в частности, увеличение коммунальных платежей. Следует отметить и тот факт, что сок не является продуктом первой необходимости, и, следовательно, люди не готовы и не могут увеличивать расходы на его приобретение. “Но для производителей данная ситуация имеет двойственный характер: с одной стороны, происходит сокращение доходов, а с другой – рынок далек от насыщения и имеет потенциал роста как минимум на 30-35%. Вопрос в том, как поведут себя основные игроки. Готовы ли они вкладывать средства в развитие бизнеса, расширение ассортимента производимых продуктов, делая переориентацию на более платежеспособную часть населения, или снижать цену за счет качества”, – говорит Ирина Пузенко.

Пока же цена только растет. Как отмечает руководитель группы по развитию соковых брэндов “Кока-Кола Бевериджиз Украина” Полина Мариненко, в 2011 г. цены на продукты соковой категории выросли на 14-18%. “В основном это связано с увеличением стоимости сырья. По прогнозам, тенденция роста цен на сырье сохранится и в 2012 г.”, – предполагает она. “В течение года в среднем за каждый месяц цена на соки увеличивалась на 10%. В ноябре 2011 г. цена за тонну составила около 5,3 тыс. грн. В январе ожидается рост цены производителя до 5,4 тыс. грн. При этом ценовой спрос сосредоточен в среднем ценовом сегменте”, – утверждает Александр Соколов. Участники рынка прогнозируют в 2012 г. положительную динамику развития рынка. Обострится конкуренция, крупные производители усилят борьбу за внимание потребителей. “При этом на рынке существует нехватка предложения соков прямого отжима. Эту нишу в текущем году собираются занять как ООО “Сандора”, так и T.B.Fruit (“Яблуневий дар”)”, – отмечает Ирина Пузенко. Однако планы у компании выходят далеко за границы Украины. “Мы в первую очередь надеемся на то, что в 2012 г. будут подписаны соглашения с ЕС о зоне свободной торговли, которые откроют для украинских производителей европейские рынки. А учитывая, что потребление соков в Европе намного выше, чем в Украине и России, это даст возможность увеличения объемов продаж для нашей компании”, – отметил руководитель группы компаний T.B.Fruit Тарас Барщовский. Если говорить о будущем развитии рынка соков, то участники рынка отмечают, что тренд к сокращению сохранится еще на протяжении нескольких лет. Правда, нынешний год может стать исключением – соковики, как и пивовары, надеются на некоторый всплеск продаж во время проведения в Украине Евро-2012. (eizvestia.com/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)