На КНР приходится почти 20% населения мира, при этом численность населения страны ежегодно увеличивается на 20 млн. Согласно данным переписи, проводившейся в 2010 г., около половины жителей (665 млн. человек) проживают в городах. Растущее число потребителей означает соответствующее увеличение спроса на продукты питания. Усилению данной тенденции способствуют рост душевых доходов и урбанизация. В то же время ограниченность земельных и водных ресурсов не позволяют расширять внутреннее производство сельскохозяйственной продукции необходимыми темпами. В результате, чем больше растет население, тем ниже становится показатель самообеспеченности продовольствием.

Китайские продуценты прилагают серьезные усилия на пути к повышению эффективности сельскохозяйственного производства, однако, как полагают многие эксперты, если по каким-либо видам продукции самообеспеченность на сегодняшний день не достигнута, маловероятно, что это может случиться в будущем.

В то же время КНР, вторая крупнейшая экономика мира, располагает достаточными средствами для импорта продуктов питания в необходимых для удовлетворения внутренних потребностей объемах. Ввоз сельскохозяйственной продукции в КНР вырос с $23,641 млрд. в 2006 г. до $61,238 млрд. только в январе-октябре 2011 г. Более 40% стоимости импорта приходится на маслосемена, преимущественно на соевые бобы, около 16-17% – на масла и жиры; третье место занимают рыба и морепродукты, четвертое – шроты и пятое – мясо и мясопродукты.

Помимо импорта в последнее время все большую актуальность приобретает инвестирование в сельскохозяйственное производство за границей. В последние годы КНР активно инвестировала в производство металлов, в инфраструктурные объекты и энергетические ресурсы, а теперь начнет осуществлять все более масштабные капиталовложения в продовольственные товары и организацию их производства. Особым вниманием китайских инвесторов пользуются такие регионы, как Южная Америка, Африка и Австралия.

В результате урбанизации в стране меняются потребительские предпочтения и соответствующим образом перестраивается вся структура питания – все больше людей, особенно молодых, переключаются с традиционных продуктов на европейские. Примером может служить кофе, чашечка которого в кафе Пекина стоит приблизительно столько же, сколько в Лондоне, в то время как такси в китайской столице почти в 10 раз дешевле, чем в британской. Быстрыми темпами растет также спрос на подслащенные фруктовые соки, а также на шоколад, полуфабрикаты и готовые блюда из супермаркетов. Как и во всем мире, в КНР растет популярность “фаст-фуда”.

Рыночные эксперты задаются вопросом о том, могут ли упомянутые выше изменения в объемах и структуре потребления продуктов питания в КНР повлиять на уровень глобальных потребностей в какой-либо конкретной продукции и сходятся во мнении, что это весьма вероятно, особенно с учетом усилий, которые прикладываются китайским руководством для надлежащего обеспечения продовольствием населения своей страны. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)