В Украине чай по-прежнему остается самым дешевым и востребованным напитком. Именно поэтому отечественный чайный рынок быстро оправился от последствий экономического кризиса и восстановил объемы продаж
Страстными любителями чая наших соотечественников не назовешь: за год украинец в среднем потребляет лишь 500-600 г чайного листа. У россиян показатель составляет 1,3 кг, но это далеко не рекорд – на каждого британца и ирландца приходится по 3 кг чая в год. Причем в Украине существуют явные региональные предпочтения: на Западе страны жители традиционно пьют кофе, в центре и на востоке – компоты. Молодежь предпочитает безалкогольные напитки и соки.
Ежегодная емкость отечественного рынка оценивается в 22-24 тыс. т. Такой уровень потребления держится уже несколько лет (лишь в кризисном 2009 г. он снизился до 20 тыс. т). Относительная стабильность объясняется тем, что чай по-прежнему остается самым дешевым напитком. “В 2009 г. отмечалось небольшое уменьшение продаж чая на 4% (в тоннах. – “Эксперт”), но уже в прошлом году продажи выросли на 7,5% по отношению к 2009 г. и на 3,5% по сравнению с 2008 г.”, – говорит руководитель департамента подготовки и статистической обработки данных информационно-аналитического агентства “Союз-Информ” Владимир Гришан.
По данным компании AC Nielsen, за первые шесть месяцев потребление чая увеличилось на 12% по сравнению с тем же периодом 2010 г. в физических объемах. А к концу года объемы продаж чайного листа могут вырасти еще, так что общий годовой прирост составит 15-17%.
В деньгах рост отечественного чайного рынка выглядит гораздо внушительнее. Если до кризиса из-за переориентации потребителей на более дорогие сорта чая и подорожания сырья ежегодно он прибавлял в денежном выражении не более 10-15%, то в 2009 г. по сравнению с 2008 г. его рост составил почти 40%, достигнув, по данным “Союз-Информа”, 618,5 млн. грн. (в прошлом году – 897 млн. грн.). Такой скачок в первую очередь обусловлен девальвацией национальной валюты, поскольку отечественный чайный рынок полностью зависит от зарубежных поставок. Кофе за период кризиса подорожал вдвое, безалкогольные напитки и соки – в 1,5 раза. (Эксперт-Украина/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира). (Подробнее см. в журнале «Пищепром Украины»)