Даже яблочный сок, как выяснилось, в России производят в основном из импортного сырья. Только 25% концентрата делают из наших исконных антоновок, белых наливов и папировок. Все остальное сырье привозят из-за рубежа. Эту “тайну” раскрыли сами производители соков. Минсельхоз должен разработать программу промышленного садоводства, считает президент Российского союза производителей соков Наталья Иванова. Надо увеличивать площадь яблоневых садов как минимум в четыре раза. Также, по мнению эксперта, государство должно выделять деньги на модернизацию технологических линий на региональных предприятиях. Из-за дефицита современного оборудования у мелких фермеров каждую осень гниют ты яблок. А экономика теряет сотни миллионов рублей. И с каждым годом эти потери увеличиваются. Ведь потребление сока растет семимильными шагами. Еще десять лет назад россиянин в среднем выпивал около 5 литров в год, сейчас уже около 20 л. Эксперты также рассказали, что же мы пьем. Оказалось, доля того, что принято считать натуральным, 100%-ным или восстановленным соком, на российском рынке занимает менее 25%. Больше всего – почти 68% – это уже нектары. Их тоже делают из натурального сырья, но в напитке больше воды, ароматизаторов и подсластителей. Менее 3% на рынке занимают морсы и 6% – сокосодержащие напитки. Все эти категории четко стали разграничивать после вступления в силу в апреле 2009 г. нового технического регламента. До этого, по словам специалистов, вся продукция именовалась просто “соком”. Но и сейчас надо быть бдительными. Часто доверчивый покупатель соблазняется на яркую и большую маркировку “100%”. Приглядевшись внимательнее, можно увидеть, что на самом деле за этим скрывается “100%-ное качество” или на “100% честная цена”. Это прямое нарушение. “По сегодняшнему закону цифры 100% ни на каком соке никакого достоинства не должно быть”, – пояснила руководитель испытательной лаборатории Союзэкспертизы Марина Циренина. То есть на пакете с натуральным продуктом прежде всего должно быть указано, что это сок, что он восстановлен из натурального сырья, не содержит консервантов и в отдельных случаях для детей какого возраста предназначен. Производители нектаров и сокосодержащих напитков идут и на технологические хитрости. Для снижения доли натурального сырья в напитке, а, значит, для увеличения прибыли добавляют в продукцию красители и больше воды. Доходит до того, что доля натурального концентрата может не превышать в напитке 20%. Что касается содержания опасных для здоровья веществ, то соки, по мнению экспертов, наиболее спокойная в этом смысле продукция. Производители в погоне за прибылью стараются как можно больше разбавить концентрат, но с химией ведут себя осторожно. Вообще-то вопросы у специалистов есть и к новому техрегламенту. Например, в нем недостаточно прописан раздел, касающийся определения “натуральности” сока. (Российская газета/Пищепром Украины)