“А почему у вас нет халяльного знака на шоколаде?” – пожилая мусульманка в платке придирчиво осматривает “Аленку”. “Еще не успели получить, оформляем. Но не волнуйтесь – все халяльное, да и сам я мусульманин”, – терпеливо объясняет ей сотрудник российского стенда Данияр Мамыров. “Российский шоколад был бы очень востребован в Малайзии. Он дешевле бельгийского, но бельгийский официально халялен, а российский – нет. Вы напишите, пожалуйста, может, производители все же решат знак получить”, – просит другой российский участник выставки халяльных продуктов в Пенанге Расил Галеев. Пока же российский бизнес рассуждает в обыденных терминах: раз нет свинины и алкоголя, значит, халяльный.
Легкое отношение к халялю отличает и торговцев из Китая, пытающихся продавать в Малайзии яблоки. “Конечно, наши яблоки халяльны, они же на деревьях растут, никакая свинья до них не дотянется”, – говорит представитель фруктовой компании из провинции Гуанси. Мы беседуем уже на другой крупной выставке халяльных товаров, MIHAS в Куала-Лумпуре, – здесь встречаются халяльщики и их партнеры со всего мира, от Африки до Латинской Америки. “К нам на фабрику приезжала делегация из Малайзии, чтобы подтвердить халяльность нашего производства, велели, например, использовать ручной труд, а не машины”, – рассказывает представитель чилийской компании, продающей ягодные соки.
Популярность халяльной индустрии отражает растущее влияние ислама по всему миру, а также рост религиозности внутри самих мусульманских государств. По словам собеседников, за последние 10 лет средний малаец стал более образован в вопросах ислама и, соответственно, более требователен к халяльности потребляемых товаров. Хотя и здесь случаются казусы. “Одна из крупных компаний три месяца торговала обувью в Куала-Лумпуре и только потом выяснила, что продукция сделана из свиной кожи. Был грандиозный скандал”, – рассказывает один из участников MIHAS. (Эксперт/Пищепром Украины)