Переработка сельхозпродукции, преодолев первый этап становления и первичного насыщения рынка, выходит на новый уровень развития. На сегодня стоит задача повышения эффективности отрасли до ее дееспособности в условиях открытой экономики и мировой системы торговли продуктами питания и сельскохозяйственной продукцией.
Основную долю в структуре производства пищевых продуктов занимают зерноперерабатывающая отрасль (23,5%), молочная (16,3%), хлебная и хлебобулочная (15,3%), мясоперерабатывающая (13,4%), плодоовощная (8,1%), масложировая (7,8%) и прочие отрасли (15,6%). Болезни роста свойственны всем этим секторам, но в переработке зерна проблемы несколько иного характера. В отличие от остальных отраслей, зерноперерабатывающая не испытывает дефицита сырья. Но вся “пищевка” нуждается в повышении технологичности, модернизации, переходе к маркетинговой стратегии, активизации экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья.
В основном сфера пищевой и перерабатывающей промышленности представлена небольшими предприятиями. Всего в ней действуют 1689 предприятий, в том числе 55 крупных, число работников – 54,7 тыс. По итогам 2014 г. пищевое производство увеличилось на 2,9% и впервые составило более 1 трлн. тенге. Импорт составил $2,9 млрд., экспорт – $1,1 млрд. При этом третью часть импорта составляют экзотические товары – чай, пальмовое, кокосовое, арахисовое масла, какао-бобы, тростниковый сахар, вермуты, хлопок элитных сортов и др. А вот по товарам, выпуск которых можно нарастить в Казахстане, наблюдается тенденция снижения импорта. Например, в 2014 г. в страну ввезено на 42,3% меньше говядины, в три раза меньше товарного яйца. Тем не менее основную долю в общем объеме импорта занимают молокопродукты ($363 млн. – 12,4%), кондитерские изделия ($267,3 млн. – 9,1%), мясопродукты ($266,7 млн. – 9,1%), растительные и животные жиры ($140,1 млн. – 4,8%).
Почти половину экспорта (49,4%, или $561,2 млн.) занимает мука. Еще 7% ($79,2 млн.) приходится на хлопок-волокно; 5,9% ($66,7 млн.) – филе рыбное; 3,8% ($43,6 млн.) – воды, негазированные напитки и т. д. Экспорт колбасных изделий и мясных консервов увеличился в 9 и 2 раза соответственно. Почти в шесть раз увеличились поставки молока и сливок сгущенных (в 2014 г. – 2144,0 т), в 1,6 раза – экспорт кисломолочной продукции (6307,8 т). Номенклатура экспорта весьма ограничена и его география больше приходится на страны Центральной Азии. Местное производство обеспечивает страну по всем основным продуктам питания, кроме сахара, чего не было еще пять лет назад.
Каждый год в Казахстане намолачивается в среднем 15 млн. т пшеницы, большая часть которой относится ко 2-му и 3-му классу, с высоким содержанием клейковины. На производство муки расходуется около 6 млн. т зерна (на 3,5 млн. т муки). Значительная часть муки экспортируется и только 1,5 млн. т реализуется на внутреннем рынке. Доля потребления муки на казахстанском рынке составляет почти 100%. Импортируется мука нишевых направлений – рисовая, кукурузная, ржаная, овсяная, безглютиновая и др.
С 2000 г. в стране активно развивалась мукомольная промышленность. В 2005 г. Казахстан вышел на первое место в мире по экспорту муки на душу населения, а в 2007 г. – на первое место в мире по физическим объемам экспорта муки. До 2012 г. шел рост экспорта муки, достигнув 2,2 млн. т, но затем последовало снижение продаж.
Традиционные покупатели казахстанской муки – Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Афганистан – стали вводить ограничения по ее импорту, стараясь развивать собственное производство муки. Глубококонтинентальное расположение Казахстана, удаленность от морских путей ограничивает выбор рынков сбыта из-за транспортных расходов, а потому экспорт зерна начинает вытеснять поставки муки в этих странах. В связи с этим казахстанские аграрии вынуждены уменьшать посевы пшеницы, переходя на другие культуры. Между тем торговать продуктами переработки экономически интереснее, нежели просто сырьем, хотя и более хлопотно.
В программе “Агробизнес-2020” в числе приоритетных направлений переработки сельхозпродукции среди прочих значится и глубокая переработка зерна. Прежде всего, речь идет о производстве макаронных изделий высшего класса. Надо сказать, что на сегодня Казахстан покрывает внутреннюю потребность в этих продуктах примерно на 85% за счет собственного производства. Объем экспорта макаронных изделий достигает 24 тыс. т. Потребители – в первую очередь страны СНГ. Импорт имеет тенденцию небольшого роста в основном в сегменте “премиум” и достигает 28 тыс. т, занимая 17% внутреннего потребления. При этом мощности по производству макаронных изделий загружены примерно наполовину, поскольку имеются проблемы со сбытом продукции, в частности, с экспортом. Поэтому ставка на увеличение производства макаронных изделий оправдает себя в случае мощных протекционистских действий государства либо инвесторов по внедрению на мировой рынок.
Гораздо интереснее в маркетинговом плане производство продуктов глубокой переработки зерна. Современные технологии позволяют получить из зерна десятки видов продукции с высокой добавленной стоимостью. Рынок этот еще достаточно свободный, существует много незанятых ниш. Примерно с 2003 г. в Казахстане предпринимались попытки создания таких производств. Стоит выделить лишь два предприятия, которые работали в этой сфере, – это “Биохим” в Северо-Казахстанской области и БМ в Южно-Казахстанской. На первом получали из зерна биоэтанол, клейковину, крахмал, кормовые дрожжи, на втором успели развернуться до выпуска клейковины. Но у обоих возникли проблемы с выплатой кредитов, конфликты между учредителями. В итоге предприятия были остановлены. Сейчас “КазМунайГаз” пытается реанимировать “Биохим”, но пока непонятно, есть ли в этом экономическая целесообразность. Вместе с тем о намерениях развернуть комплексы по глубокой переработке зерна недавно заявили китайские и арабские инвесторы. В южной части страны компания “Верный капитал” также намерена заняться глубокой переработкой.
Переработка зерна является многогранным направлением, включая и производство лечебно-оздоровительных продуктов. В частности, в Кустанайской области фермер, используя казахстанские ноу-хау, наладил производство органических продуктов – каш, чипсов, галет, хлеба из цельных злаков. Диетическая продукция пользуется огромным успехом, когда ее привозят в столицу на сельхозярмарки. Но вот в торговые сети предприниматель пробиться не может. Аналогичная история и с уникальными лечебными цельнозерновыми продуктами, разработанными в Алматинском технологическом университете профессором, доктором технических наук Анастасией Витавской. На раскрутку удивительных продуктов просто нет денег. Хотя уже доказано их положительное действие при ожирении, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, профилактике онкологии.
Думается, направление органической продукции в Казахстане имеет смысл развивать. Поскольку из-за недостатка средств поля пока еще не испорчены химикатами, а соответствующего сырья в стране в избытке. По оценке экспертов из Национальной палаты предпринимателей, на сегодняшний день объем органических продуктов на рынке Казахстана оценивается примерно в 95 млрд. тенге.
Совершенно иная ситуация с переработкой мяса. Если говорить о продуктах в виде мясных деликатесов, колбасных изделий, консервов, то картина противоположная. Торговые прилавки забиты этой продукцией, а перерабатывающие мощности недозагружены. Предприятия по производству колбас работают в треть возможностей, а по производству консервов – на 61% от потенциала. При этом в технологическом процессе им удобнее использовать импортное замороженное блочное мясо однородного качества, более дешевое, нежели закупать у местных производителей свежий продукт, но разнородный по качеству, да и более дорогой. Ежегодно в Казахстан завозится до 45 тыс. т импортного мяса КРС и прочих животных и до 150 тыс. т мяса птицы (значительная часть которого непосредственно потребляется населением). Меньшая часть сырья через трейдеров просто перепродается в магазинах. Из большей части изготавливается до 40 тыс. т колбас и аналогичных изделий и до 60 тыс. т консервов.
Вместе с тем в стране ежегодно производится 1000 тыс. т мяса всех видов. Но из него на переработку поступает лишь 35%. В связи с активной реализацией программы развития животноводства стремительно растет поголовье КРС, овец, лошадей, птицы. Уже имеются предприятия по разделке и упаковке охлажденного и замороженного мяса. И с ростом поголовья потребность в современных, высокотехнологичных переделах будет возрастать.
По официальным данным, импорт колбас составляет до 36 тыс. т, а консервов – до 40 тыс. т. Это объясняется не только нехваткой промышленных партий мяса внутри страны, но и торговой политикой ритейла. Казахстанские переработчики объясняют свои скромные достижения ограничениями по сбыту на уровне торговых сетей. Именно ритейл диктует переработчикам правила игры: сколько продукции будут закупать, на каких условиях и с какими отсрочками по оплате. Замораживание средств на время изготовления продукции усугубляется задержками возврата средств при реализации. Поэтому производители колбасы и тушенки постоянно находятся в поисках оборотных средств и дешевого сырья. Вместе с тем оборудование предприятий по переработке, как правило, выбирается в сегменте “эконом” и часто требует модернизации. Не говоря уже о том, чтобы перерабатывать мясную тушу на все 100%.
По поручению главы государства на 16-м съезде партии “Нур Отан” определен перечень 15 прорывных проектов в перерабатывающей сельхозпродукцию отрасли с участием иностранных компаний. Среди них – несколько проектов в сфере переработки мяса. В частности, планируется с участием ТОО “Евразия Агро Холдинг” построить мясоперерабатывающий комплекс мощностью 17 тыс. т переработки мяса в год, включая линию по переработке отходов производства, таких, как рога, копыта, кровь и шкуры. При таком подходе себестоимость продукции должна быть ниже, чем на большинстве действующих предприятий и цехов. Возможно, сработает правило прецедента, и подобные производства появятся и в других регионах.
Для увеличения сырьевой базы планируется реализовать четыре проекта создания кластера в мясном скотоводстве с привлечением австрийских и немецких транснациональных партнеров на около 35 млрд. тенге. Также планируется строительство трех птицефабрик общей мощностью 90 тыс. т, что позволит сократить объем импорта птицеводческой продукции более чем на 50%.
Благодаря впервые внедренному в прошлом году механизму поддержки – инвестиционному субсидированию, в 2014 г. на 14,4% увеличился объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства и составил 166,4 млрд. тенге. Кроме того, на 16,5% увеличился объем инвестиций в основной капитал в производство продуктов питания и составил 40,8 млрд. тенге.
Несмотря на снижение за 2014 г. на 6,2% всего экспорта АПК ($2,6 млрд.), необходимо отметить, что впервые с прошлого года активно экспортируется мясо и мясопродукты, экспорт которых по итогам 2014 г. составил 12,3 тыс. т, в том числе экспорт “красного мяса” составил 7,5 тыс. т, говядины – 6,3 тыс. т. При этом отмечается снижение импорта продукции АПК на 6% (4,2 млрд. тенге).
Актуальной становится и переработка яйца, поскольку благодаря программам развития, господдержке Казахстан полностью обеспечил себя этим продуктом, если ориентироваться на рекомендуемые институтом питания нормы. Однако распределение яичных птицефабрик по регионам неравномерно, и в западных, восточных приграничных областях превалирует российское яйцо. При этом казахстанское яйцо в российский ритейл не попадает, а перевозка внутри страны невыгодна из-за отсутствия субсидий на транспортировку. Кроме того, сезонный спад спроса на яйцо вынуждает задуматься о глубокой переработке. Потребность в гарантированном сбыте яйца возникла буквально в последний год, по мере насыщения внутреннего рынка. Понятно, кто из инвесторов первым рискнет вложиться в масштабную переработку с четкой проработкой маркетинга, тот и снимет “сливки”.
Аналогичная ситуация отмечается в молочной отрасли. В 2014 г. в республике получено свыше 5 млн. т молока, при этом основная доля приходится на ЛПХ (82%). На сегодняшний день выпуск молочной продукции осуществляется на 151 предприятии, из которых 8 крупных, 39 средних и 104 малых предприятия. Общая мощность составляет около 3 млн. т переработки молока. Изношенность оборудования оценивается в среднем на уровне 34%. В основном мощности используются для производства жидкого молока (46,8%), сухого молока (30,6%), сливочного масла (38,2%) и сыра (17,4%). Среднегодовое производство продукции молочной переработки в Казахстане за последние пять лет сложилось на уровне 2,5 млн. т в молочном эквиваленте.
Однако для промышленной переработки пригодно молоко только крупных сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств. А разнородное по качеству сырье из личных подсобных хозяйств (ЛПХ) в большинстве случаев не отвечает требованиям переработчиков. Хотя есть отдельные примеры, когда перерабатывающему предприятию удалось выстроить конструктивные отношения с ЛПХ (как, например, в Карагандинской области “Нэтиже”), и крестьяне поставляют молоко соответствующего качества. Но не у всех переработчиков имеется достаточное количество добросовестных поставщиков. В последнее время из-за роста цен на корма и низких закупочных цен на молоко наблюдается спад интереса сельчан к содержанию молочных коров. Поэтому загрузка производственных мощностей составляет только 55-60%. Недостаток местного сырья для молокоперерабатывающих предприятий покрывается за счет импорта до 60 тыс. т сухого молока и 8 тыс. т сливочного масла.
Логично, что при таких обстоятельствах более всего страдает производство продукции с длительным производственным циклом и низкой оборачиваемостью. Это сыры, сливочное масло, а также сухое и сгущенное молоко. Именно по этим товарам у Казахстана имеется стабильная высокая зависимость от импорта. “По молочной и кисломолочной продукции у нас все хорошо – более 80% покупателей предпочитают местную сметану, творог и кефир. А вот по сыру и маслу мы сильно зависимы от импорта: к нам завозится 40% от общего потребления сливочного масла, а сыров и творога – более 50%. Основная причина такого положения, как отмечалось ранее, в высоких закупочных ценах на сырье, которые делают нерентабельным производство этих продуктов в Казахстане”, – поясняет эксперт Молочного союза Казахстана Лидия Михеева.
Изменить такой порядок вещей можно директивно-административным способом, заставив крестьян объединяться. Но это в казахстанской истории уже было во время коллективизации на заре становления советской власти. Либо использовать различные инструменты экономического стимулирования к объединению, а также к улучшению качества продукции. Огромные пространства Казахстана и низкая продуктивность не могут заинтересовать частника заняться сбором молока по дворам. Для этого нужно как минимум проведение экспресс-анализа и охлаждение молока. Необходима господдержка в этих инфраструктурных моментах. Для закупки молока у крестьян из отдаленных районов АО “НУХ “Казагро” прокредитовало в прошлом году 10 и в текущем планирует прокредитовать создание 14 молокоприемных пунктов.
Кроме того, в рамках программы господдержки малого сельского предпринимательства “Ырыс” в 2014 г. было запланировано создание 120 молочнотоварных ферм мощностью на 50, 100 и 200 голов. Всего было профинансировано 19 хозяйств с общим поголовьем 1800 голов, в том числе 6 хозяйств по 50 голов, 11 хозяйств по 100 голов и два хозяйства по 200 голов. В 2015 г. планируется финансирование 80 проектов на 2,850 млн. тенге. То есть этот огромный сегмент личных подворий немного сдвинется в сторону цивилизованного производства и сдачи молока.
Еще один инструмент, предложенный Минсельхозом, должен поспособствовать сближению интересов поставщиков сырья и переработчиков. С прошлого года в шести пилотных областях применяется новый вид субсидирования – субсидирование сырья при его закупе для производства сыра, сливочного масла, сухого молока.
Ожидается в скором времени и ликвидация препон в законодательстве о кооперации. В новом законопроекте о кооперативах, который рассматривается в парламенте, объединятся несколько предыдущих законов, кроме того, ожидается, наконец, решение о сохранении льгот по налогам и разрешение о распределении коммерческой прибыли внутри кооператива. Таким образом, комплекс мер должен заметно оживить деятельность поставщиков сырого молока, а значит, и увеличение сыра, масла, сухого молока.
Интересно, что те предприятия, которые и производят молоко, и его перерабатывают, как правило, имеют более скромную упаковку. Те, кто работает на давальческом молоке, чаще выделяются более броским и дорогим оформлением продукции. Вот только очень редко кто из производителей честно пишет о том, что продукция изготовлена с добавлением сухого молока. Да и в целом с соблюдением техрегламентов пока дело обстоит не очень хорошо.
Для того чтобы поднять культуру производства, равняться на передовиков, президент страны поручил привлечь в отрасль переработки сельхозпродукции транснациональные компании. Но вот иногда так бывает в социумах, что новичок с лидерскими амбициями скорее перенимает стиль поведения того общества, в которое попал, нежели тянет за собой к совершенствованию остальных. (Эксперт-Казахстан/Пищепром Украины и мира)